персонажи произведения авторы О проекте

Жюльен Сорель

Фр. Julien Sorel. Главный герой романа Ф. де Стендаля «Красное и черное», крайне честолюбивый юноша из низов, который пытается построить свою карьеру во враждебном ему обществе.

Медиа

Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко

Внешность

Жюльен бледен и тонок, у него черные необычайно выразительные глаза.

Характер

Было бы поверхностным числить Жюльена Сореля положительным или отрицательным персонажем. Его пылкость, сила воли, способность испытывать глубокие чувства, его интеллект крайне симпатичны и автору, и читателям. Но эта душевно богатая натура помещена судьбой в крайне неблагоприятные обстоятельства. Чтобы состояться, Жюльену приходится лицемерить, изображая то святошу, то человека не своих убеждений. Для честолюбца это крайне унизительно. Какое-то время можно находить острое наслаждение в том, что играешь, что искусно манипулируешь людьми, а значит, и судьбу строишь по своему желанию. Однако со временем понимаешь, что такое раздвоение превращает жизнь в пытку. В самом деле, ты хочешь самоутвердиться, но для этого приходится от себя реального отказаться. Этот мучительный парадокс Жюльен и пытается разрубить одним ударом, приканчивая и свой тягостный уже социальный успех, и саму свою жизнь. Но зато через страшный, мрачный и нелепый поступок Жюльен Сорель возвращается к себе истинному, кого он так успешно (внешне) покинул. В роковом его поступке столько же себялюбия, сколько и отчаянного самоотречения, столько же рассудка (ведь он бросает вызов судьбе и себе), сколько и безрассудства. Что ж: «Человек с возвышенной душой как раз и отличается тем, что его мысль не следует по избитой тропе, проложенной посредственностью».

История создания

В 1827 г. все газеты Франции обошла история бедного юноши Антуана Берте, который пытался убить свою бывшую любовницу мадам Мишу де Латур и застрелиться сам. Стендаль усмотрел в этом сюжете нечто, глубоко раскрывающее главную проблему его эпохи. Только что завершилась время Империи Наполеона, когда бедняки могли сделать головокружительную карьеру на поле брани, «на поле чести». Теперь же, в эпоху Реставрации, когда вроде все встало на свои места, попробуй без связей и денег продвинуться хоть куда-нибудь. Роман «Красное и черное» писатель завершал в парижской гостинице, когда на улице гремели выстрелы Июльской революции 1830 г., которая покончила с режимом Реставрации. Судя по театральным премьерам, упомянутым в романе, действие происходит около начала 1830 года. Книга, таким образом, оказалась крайне злободневной.

Сюжет

Когда жена мэра города Верьера мадам де Реналь впервые увидела Жюльена Сореля, сына деревенского плотника, она сперва приняла его за переодетую девушку, такой он был весь нежный и тоненький. Но мадам де Реналь ошиблась: в субтильном теле Жюльена пылает сердце героя! Он грезит о походах Наполеона, он мечтает в военных бурях снискать славу, стать значительным человеком. Но на дворе — скучная, пресная и мирная «эпоха Реставрации»: плебею, как он, светит один только «социальный лифт» — карьера церковника. И это для человека, который меньше всего размышляет о боге! А значит, ради успеха он должен лицемерить и скрывать свои мысли. И вот уже два чувства борются в душе Жюльена: честолюбие, жажда самоутверждения и любовь к мадам де Реналь — любовь социально, напротив, бесперспективная и просто опасная. Мадам де Реналь — примерная католичка, ее роман с Жюльеном кажется ей грехом. И вот уже Жюльен изгнан из дома де Реналей…

Но судьба подхватывает его и возносит намного, намного выше. Теперь Жюльен — секретарь вельможи, маркиза де Ла-Моль. Он в центре светских и политических интриг Парижа. Жюльен становится настоящим денди. В него влюбляется дочь маркиза Матильда. Больше того, она уже ждет от него ребенка. Больше того, она хочет выйти за него — за плебея! — замуж. Больше того — гордый маркиз добывает Сорелю для этого офицерский чин и дворянство. Ну что же, Жюльен, это такой успех, о котором ты и грезить не смел в Верьере!..

Но нет, «Красное и черное» — не роман карьеры, которых много породил 19 век. Это, скорее, роман антикарьеры. Ибо одним лишь поступком Жюльен зачеркивает не только свой успех, но и всю свою жизнь — в прямом смысле: обрекает себя на смерть!

Истолкования, влияние на культуру

Роман был написан в год Июльской революции. Печатники бросали набор «Красного и черного», чтобы взять в руки оружие и идти сражаться с режимом Реставрации. Они победили — точнее, их руками победила крупная буржуазия. В этом смысле, «Красное и черное» — не столько роман итогов (какими, дескать, были 1820-е годы во Франции), сколько роман-пророчество, и, пожалуй, не на короткую только дистанцию грядущей Июльской монархии Луи-Филиппа I (1830—1848 гг.). Это пророчество о судьбе всего 19 столетия — века буржуазного индивидуализма, который породил великую культуру и великую цивилизацию и который (закономерно?..) закончился нелепым, иррационально самоубийственным пожаром Первой мировой войны.

О романе Стендаля с похвалой отозвались А. С. Пушкин и О. де Бальзак. Время показало: в «Красном и черном» заключен такой яростный заряд свободолюбия, что роман последовательно запрещали не только в веке 19-м (Ватикан и наш Николай I), но и в веке 20-м: фашистский диктатор Испании Ф. Франко и один из бразильских генералов во время государственного переворота аж в 1964 г.!

Ключевые цитаты

«Есть ли на свете хоть одно сердце, которое бьётся для меня?»

«Видно, в самом деле так уж мне на роду написано — умереть, мечтая... А странно всё-таки, что я только теперь постигаю искусство радоваться жизни, когда уж совсем близко вижу её конец».

«Я вижу здесь людей, которые… пожелают наказать и раз навсегда сломить в моём лице ту породу молодых людей низкого происхождения, задавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, в силу чего они осмелились затесаться в среду, которую высокомерие богачей именует хорошим обществом».

Автор произведения:
Произведение: