персонажи произведения авторы О проекте

Бекки (Ребекка) Шарп

Англ. Becky (Rebecca) Sharp. Главный персонаж романа У. М. Теккерея. «Ярмарка тщеславия», бедная, но крайне ловкая девушка, ставшая душой и символом жизни как «ярмарки тщеславия», в понимании автора романа.

Медиа

«Бекки Шарп — горчащее обаяние зла». Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.

Внешность

«Ребекка была маленькая, хрупкая, бледная, с рыжеватыми волосами; ее зеленые глаза были обычно опущены долу, но, когда она их поднимала, они казались необычайно большими, загадочными и манящими…»

Характер

Бекки резко выделяется на фоне остальных персонажей романа своей живостью, непринужденностью, артистизмом. Она не вполне англичанка и уж тем более не просто буржуазка, а дитя вольной богемы (отец — спившийся художник, мать — французская танцовщица). Конечно, мисс Шарп — циничная хищница, но ведь ей необходимо добиться успеха в обществе, где первоначально всё против нее. Безусловно, она искрометно обаятельна, умна, наблюдательна, энергична. В сущности, своим жизненным успехом мисс Шарп обязана лишь себе, и если она ловко играет на пороках других людей, то это ведь не ее пороки… Кстати, и успехи и поражения в жизни она переживает довольно легко. Во всяком случае, если не уважения поступками, то восхищения ее артистизмом она заслуживает. Впрочем, в начале романа мы видим, что Бекки озлоблена унижениями и довольно мстительна.

История создания

В течение 1847–1848 гг. журнал «Панч» публиковал текст «Ярмарки тщеславия» как роман-фельетон, т. е. роман с продолжением (прообраз нынешних ТВ-сериалов), он мог быть на любой главе оборван, если публике надоест. Поэтому каждая глава здесь — законченный в себе сюжет, а все в целом выглядит динамичным и остроумным до озорства повествованием. Книга имеет принципиальный подзаголовок: «Роман без героя». Персонажей много, но все они не «герои» в возвышенном смысле слова. Название (которое точнее было бы перевести как «Ярмарка суеты») взято из «Путешествия Пилигрима» — произведения баптистского проповедника 17 века Джона Беньяна. Считается, что прототипом Ребекки Шарп стала английская авантюристка Софи До(у)з, в замужестве баронесса де Фешер, любовница престарелого французского принца Конде, которого она, возможно, убила. (Подозрение в убийстве будет тяготеть и над Бекки Шарп.)

Сюжет

Две девушки покидают пансион, в котором провели несколько лет и сдружились. Одна — Эмилия (Эмми) Седли — дочь богатого коммерсанта. У нее уже есть жених, красавец и богач. Ее подруга — Ребекка (Бекки) Шарп — бедная сирота. Ее удел — гувернанткой или компаньонкой скитаться по богатым домам, быть там безропотной приживалкой. Но нет, не на такую судьба напала! Там, где Бекки — жизнь бьет ключом, и если сорвется один жених, явится тотчас другой защитник и покровитель, причем еще богаче, еще знатнее. О, со временем Бекки заблистает в обществе, которое Эмилии и не снилось! Тем более, что Седли вдруг оказываются разоренными; наступает непривычная для Эмилии, тягостная «почти нищета». Судьба будет сводить и разводить бывших школьных подруг. Взлеты и падения чередуются в судьбе героинь, словно они на качелях качаются. И всегда их будет сопровождать внимательный и насмешливый взгляд автора. От него не укроется, что добродетельная Эмми, потерявшая мужа (в битве при Ватерлоо) и долгие годы сохранявшая верность его памяти, вмиг забудет о нем, узнав, что он был ей неверен. Автор заметит, что муж Бекки горячий и гордый аристократ Родон Кроули может проглотить обиду от вельможи — покровителя (и любовника?..) его жены.

Теккерей следует традиции викторианского романа: пресная, но добродетельная Эмми будет вознаграждена, «порочная» авантюристка Бекки разорится в прах. Но скепсис автора по отношению к справедливости жизни перебьет здесь любой хеппи-энд.

Истолкования, влияние на культуру

Критики-эстеты приветствовали появление романа, «написанного джентльменом и для джентльменов». Безраздельно царивший тогда в британской словесности Чарльз Диккенс казался им чересчур наивным, сентиментальным и привязанным к образам из простонародья. Роман Теккерея хвалили за блестящую форму, за изящную ироничность, за «нравственность» — ведь, в конце концов, он осуждает суетную жизнь с позиций вполне традиционной религиозной морали. Это и роман, подведший итоги целой эпохе: как раз в 1848 г. по Европе прокатилась волна буржуазно-демократических революций, которая смела порядки феодальной реакции, установленные после победы при Ватерлоо — ключевого эпизода «Ярмарки тщеславия». Теккерей стал учителем стиля для английских писателей его поколения и утвердил в британской словесности традиции реалистического бытового и социального романа. С его легкой руки английская литература перестала быть некой сентиментальной «фабрикой грез», став более трезвой и с острым сатирическим жалом.

Ключевые цитаты

«Она обладала печальной особенностью бедняков — преждевременной зрелостью».

«Если бы мы знали, что думают о нас наши близкие друзья и дорогие родственники, жизнь потеряла бы всякое очарование и мы все время пребывали бы в невыносимом унынии и страхе».

«…на Ярмарке Тщеславия титул и карета четверней — игрушки более драгоценные, чем счастье».

«…задумывалась она и над тем, что таков обычный удел людей — не иметь ни одного истинного друга, если сам никого не любишь».

Автор произведения:
Произведение: