персонажи произведения авторы О проекте

Фредерик Моро

Фр. Frederic Moreau. Герой романа Г. Флобера «Воспитание чувств» (1864–1869 гг.), состоятельный молодой буржуа, рантье, которому так и не хватило смелости просто жить — точнее, оседлать судьбу.

Медиа

«Он никакой, однако герой времени». Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.

Внешность

О внешности Фредерика автор скупо сообщает, что он был молодым человеком с длинными волосами (как оно и положено романтически настроенному юноше). Надо думать, Фредерик весьма привлекателен внешне, а возможно, и настоящий «красавчик», каковым был в молодости сам Флобер. Недаром Э. Золя назвал «Воспитание чувств» «самым личным романом Флобера».

Характер

Фредерик Моро — милый молодой человек, способный тонко и поэтично чувствовать. В его силах, впрочем, и беззаботно резвиться, и даже (порой) размышлять. Но главная черта его характера — паралич воли. Если герои Бальзака — завоеватели мира, то Моро — его исправный и смирный потребитель, не более. Впрочем, совсем на низкие поступки он точно не способен. Когда богачка мадам Дамбрёз предлагает ему руку, Фредерик все же не в силах вот так банально продаться. Можно сказать, Фредерик Моро — анти-Растиньяк.

История создания

Собственно, из-под пера Флобера вышло два разных романа под одним названием. В 1843–1845 гг. он написал первый вариант со своими героями и стилем. Однако идея создать роман воспитания не покидала писателя, тем более, что первым вариантом он был не удовлетворен. Второй вариант был создан в 1862–1869 гг. Это «Воспитание чувств» — в определенной мере автопортрет Флобера. Во всяком случае, некоторые моменты своей биографии писатель здесь использует — например, долгое платоническое увлечение замужней женщиной. Но в гораздо большей степени это портрет его поколения, «людей 48 года». Вот почему события революции 1848 г. станут центральным эпизодом романа. Чтобы погрузиться в эпоху, Флобер читает материалы тех лет, «Я утопаю в старых газетах», — пишет он племяннице. И дух, и плоть 1840-х гг. переданы в романе так точно, что один из критиков назвал его «ключом к эпохе» (Ж. Ренар).

Сюжет

Главный герой Фредерик Моро влюблен робко и трепетно в замужнюю женщину — мадам Арну. Пройдет двадцать лет, а он все будет уверять себя в верности даме сердца, хотя дама уже поседела, и у них при взаимной симпатии как раз с любовной близостью так ничего и не вышло. Зато «случилась» яркая связь с задорной кокоткой Розанеттой, а затем и роман с богатой и знатной мадам Дамбрёз. Фредерик Моро — состоятельный рантье, ему не надо бороться за кусок хлеба, вот он и плывет вяло по жизни этаким парижским Обломовым. Благодаря автору мы окунемся в литературные споры, меблируем квартиру по моде 1840-х гг., узнаем, что такое оргия по-французски, увидим революционные события, побываем в подземных казематах королевского дворца Тюильри, войдем в будуар банкирши. А какие разные, по-своему вроде бы неординарные люди окружают Фредерика Моро! Это и его ближайший друг республиканец Делорье (впрочем, завистник и неудачник), и владелец сатирической газеты насмешник Юссоне (сей бич пороков сделает блистательную карьеру), и радикал Сенекаль (который станет в конце концов полицейским агентом и провокатором), и простодушный отважный богатырь Дюссардье. А дамы — какое разнообразие: от веселых девиц легкого поведения до скромной и нежной Луизы Рокк, поэтичной мадам Арну и изысканной графини Дамбрёз… И ведь все они любят милого, славного Фредерика! Но он точно в полусне пребывает, да еще и оправдывает этот свой хронический полусон высокими идеалами. Например, в Париже баррикады строят и народ будто с ума сошел, а герой предается любви в идиллических окрестностях замка Фонтенбло: что такое «политика» рядом с ценностями вечными — любовью и природой?..

Подводя итоги прожитой жизни, Фредерик и друг его Делорье заключают: «обоим она не удалась — и тому, кто мечтал о любви, и тому, кто мечтал о власти».

Истолкования, влияние на культуру

Можно было бы назвать «Воспитание чувств» романом без героя, хотя здесь как раз главным героем все заполонено, забито им, точно ватою. «Мне кажется омерзительным описывать современных французских буржуа», — делился Флобер с Жорж Санд. Конечно, в том, что герой — такой негерой, есть знак времени. Словно Великая французская революция и войны Наполеона выбили из народа самых ярких, самых боевых, оставив балласт из вялых рантье, бессмысленных крикунов и беспринципных карьеристов. События революционного 1848 года, подробно и живо описанные в романе, передают этот очередной глубокий вздох усталого общества. При этом и восставший народ, и подавившие его буржуа проявляют чудеса нетерпимости и жестокости: «С торжеством заявило о себе тупое, звериное равенство; установился одинаковый уровень кровавой подлости, аристократия неистовствовала точно так же, как и чернь… общественный разум помутился». Интересно, что за эту объективность Флобера осудили знакомые буржуа, объявив его «красным». Между тем политические взгляды писателя были довольно неотчетливы — только громадный талант бесспорен.

Чтобы художественно овладеть темой, Флобер выработал особый стиль, для тогдашнего читателя непривычный. Ничего театрального, ничего, бьющего на внешний эффект. Повествование спокойно и словно бы равнодушно движется, как река, на которой Фредерик Моро впервые увидел мадам Арну. Роман полутонов и деталей, психологически очень точный и честный роман, он окончательно порывает с романтической аффектацией и прокладывает пути прозе куда как более жестокого и трезвого 20 века. Но все же есть в этом уже старинном для нас тексте особенные поэтичность и благородство, которые заставляют нас вспомнить: «эпоха Флобера» — это и время ранних импрессионистов, что научили людей видеть прекрасное там, где оно и живет — в собственном сердце.

В 20 веке «прекрасным романом-паралитиком» назвал эту книгу Ж.-П. Сартр.

Ключевые цитаты

«…Глубокие чувства похожи на порядочных женщин; они страшатся, как бы их не обнаружили, и проходят через жизнь с опущенными глазами».

«Никаких высших классов нет; человека возвышает лишь его сердце».

«Моросил дождь, было холодно, на бледном небе — ни просвета, но там, за мглою, сияли глаза, которые для него стоили солнца».

«...острота страсти, вся прелесть чувства была утрачена. Гордые стремления ума тоже заглохли. Годы шли, он мирился с этой праздностью мысли, косностью сердца».

Автор произведения:
Произведение: