Фр. Emme Bovary. Героиня романа Г. Флобера «Мадам (госпожа) Бовари» (1856 г.), молодая провинциалка, запутавшаяся в своем увлечении красивой жизнью и романтических мечтах и покончившая с собой.
«Мадам Бовари». Фрагмент радиоспектакля. В роли Эммы Бовари — Алиса Коонен
Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко
У Эммы (к несчастью для нее) облик вполне романтической героини: бледное лицо, черные, кольцами, длинные волосы, пылающие глаза.
Об образе Эммы спорят до сих пор. Если Ш. Бодлер говорил о недосягаемой высоте ее души, то многие критики обращают внимание на то, что Эмма несамостоятельная в своем романтизме, что ее грезы о любви и счастье — сплошной китч, шаблонные образы из модных тогда романов. Она увлекается этими грезами и не способна разглядеть и оценить подлинное чувство в своем муже.
Идея написать роман «из жизни мокриц» (так автор охарактеризовал свой замысел) пришла к Флоберу во время путешествия по Египту. На фоне яркой восточной экзотики такими убогими и глупыми выглядели современные ему европейцы — самодовольные «хозяева жизни», белые туристы. Жизнь подсказала сюжет: неподалеку от поместья Флобера покончила с собой 26-летняя Дельфина Деламар, жена лекаря из городка Ри близ Руана. «Мадам Бовари» — первый роман Флобера. За пять лет работы над текстом он потратил массу сил, добиваясь, чтобы стиль стал ритмичным и благозвучным, как стихи, и точным, как научный трактат.
Провинциальный врач Шарль Бовари звезд с неба не хватает. Но вот он делает предложение дочке фермера Эмме Руо, та дает согласие. Шарль совершенно счастлив в браке и без памяти любит жену. Она же тяготится и им, и серой провинциальной жизнью. Но вот Эмма встречает родную душу — 20-летнего студента Леона Дюпюи. Он также тяготится провинциальной жизнью, мечтает о Париже, куда в итоге и уезжает. Эмма опять одинока и печальна. Но тут на ее пути возникает известный ловелас и человек состоятельный Родольф Буланже. Они становятся любовниками, Эмма мечтает о побеге, но Буланже не готов потерять свободу холостяцкого образа жизни. Эмма заболевает, а выздоровев, встречает Леона, вернувшегося из Парижа. Теперь он становится ее любовником. Эмма делает дорогие подарки любимым. В конце концов, она запутывается в долгах, а средств выпутаться из них не находит. В отчаянии она принимает мышьяк. Вскоре умирают ее муж и свекровь, а дочка вынуждена идти работать на прядильную фабрику.
При своем появлении роман был объявлен «аморальной книгой», но имел бешеный успех. Бесстрастным языком протокола писатель изложил правду жизни — да как выпукло, ярко! Блюстители официальной морали негодовали, публика же (особенно женщины во главе с императрицей Евгенией) рукоплескали: молодой автор выразил женскую душу так точно! Каждая из них могла бы сказать «Эмма Бовари — это я». Но эту фразу произнес сам автор. Вот одно из возможных толкований этих слов. Флобера воспитала эпоха романтизма, он сам начинал как заядлый романтик и в литературе и в жизни, но именно жизнь убедила его в том, что романтизм есть форма душевной слабости. Его героиня к такому озарению не способна. В сельском своем захолустье она мечтает о красивой любви, об иной судьбе и поэтому беспрестанно лжет себе и мужу — и жизнь, в свою очередь, тоже насмешливо и жестоко обманывает ее. В «Госпоже Бовари» Флобер порвал с былыми своими идеалами и иллюзиями.
Стиль «Госпожи Бовари» только внешне бесстрастен. На самом деле он пронизан иронией — над героями и над легковерным читателем, который воспримет романтизм Эммы Бовари всерьез. Сарказм автора беспощаден: его героине «хотелось умереть и в то же время хотелось жить в Париже».
Для своего времени «Госпожа Бовари» — вещь этапная. Верно и красиво сказал Анатоль Франс: великан Флобер перенес литературу с берега романтизма на берег реализма. И. С. Тургенев отозвался об этом романе, как о самом лучшем произведении «во всем литературном мире». Как любое великое произведение, «Госпожа Бовари» шире и глубже замысла автора, и каждая эпоха находит в нем что-то свое. Кто-то увидит в романе Флобера пророчество о нашем современном обществе потребления и о человеке «массового сознания», которым Эмма, разумеется, является. А кто-то сегодня прочтет эту книгу как историю простого человека, поднятую искусством писателя на уровень древнегреческой трагедии.
Дебютный роман Флобера актуален и для 21 века. Согласно проведённому в 2007 году опросу современных популярных авторов, «Госпожа Бовари» является одним из двух величайших романов всех времён (сразу после «Анны Карениной» Льва Толстого).
«Я ненавижу пошлых героев и сдержанность в проявлении чувств — этого и в жизни довольно».
«Эмма ничем не отличалась от других любовниц. Прелесть новизны постепенно спадала, точно одежда, обнажая вечное однообразие страсти, у которой всегда одни и те же формы и один и тот же язык. Сходство в оборотах речи заслоняло от этого слишком трезвого человека разницу в оттенках чувства. Он слышал подобные фразы из продажных и развратных уст и потому с трудом верил в искренность Эммы».
«…все лжет! За каждой улыбкой скрывается скучливый зевок, за каждой радостью — проклятие, за блаженством — пресыщение, и даже от самых сладких поцелуев остается на губах лишь неутолимая жажда более высокого сладострастия».