персонажи произведения авторы О проекте

Иван Чонкин

Главный герой сатирической трилогии В. Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», включающего романы: «Лицо неприкосновенное» (1963–1969 гг.), «Претендент на престол» (1979 г.), «Перемещенное лицо» (2007 г.). Деревенский паренек, «простак», который выходит целым и невредимым из самых неожиданных и опасных обстоятельств. Особой популярностью пользуется первый роман трилогии, повествующий о «подвигах» Чонкина в начале Великой Отечественной войны.

Медиа

«Наш советский Швейк». Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.

Внешность

«Красноармеец последнего года службы Иван Чонкин, маленький, кривоногий, в сбившейся под ремнем гимнастерке, в пилотке, надвинутой на большие красные уши…»

Характер

С Чонкиным читатель знакомится, когда старшина Песков муштрует его на плацу, а тот испуганно таращит на начальство свои воспаленные от солнца глаза. Никакая самая жестокая муштра не может выбить из Чонкина его лопоухой колченогой «самости». Для командиров он бестолочь, не способная к военной науке. Но в этой неспособности Чонкина подчиниться, обстругаться под положенное, стать как все, — зерно его характера, его неистребимая природная верность себе, человеку естественному. При этом в нормальных, естественных обстоятельствах он совершенно адекватен, умел, умён и инициативен.

История создания

Замысел саги о Чонкине родился у автора в 1958 г. из рассказа «Вдова полковника». После этого писатель приступил к созданию первой части трилогии. Увидеть текст такой сатирической остроты в советской печати было немыслимо. Первая часть появилась сперва в «самиздате», а затем на Западе в 1975 г. Это поставило крест на карьере Войновича как советского писателя. После выхода в свет (опять же на Западе) второй части в 1979 г. Войнович был выдворен из СССР (в 1980 г.) и стал эмигрантом. По признанию автора «У Чонкина есть две основные предтечи: это сказочный Иванушка-дурачок и совершенно реальный человек, которого я видел и знал в жизни. Это распространенный тип, и жил он не в одной деревне, и в каждой есть свой Иванушка-дурачок, который, как замечательно показано в русской сказке, на самом деле не дурачок, а человек простодушный, у которого что на уме, то и на языке и который не заботится о впечатлении, какое производит… Это было в Польше, в закрытом военном городке, на бывшей немецкой территории. Иду я солнечным днем и вижу: движется большая немецкая телега с надувными шинами. Смотрю, лошадь идёт, а никакого седока в телеге нету. Я слегка удивился, но глянул под телегу, а там какой-то солдат зацепился ногой за вожжу. Лошадь идёт, его тащит, а он, насколько я помню, даже не пытается решить эту ситуацию. Через пару дней я увидел того же солдата, уже сидящим на облучке, — он сидел такой весёлый, разухабистый и погонял лошадь. А голова у него была перевязана бинтами. Я спросил: “Кто это?” и мне ответили: “Да это же Чонкин!” Всё. И больше ничего. На этом восклицании сложился образ. А настоящий Чонкин, кстати, вскоре погиб на охоте, его там убили вместо оленя…»

Сюжет

«Лицо неприкосновенное». Разгар июня 1941 года. Возле села Красное упал самолет У-2. Вывезти его не представилось пока возможности, и охранять объект поставили самого завалящего солдатика Ваню Чонкина. Крестьянский парень, лопоухий, но не лопух, он легко обжился в селе, перетащил объект во двор молодайки Нюрки Беляшовой и стал жить, совмещая приятное с полезным. И даже грянувшее 22 июня 41-го года не поломало этой идиллии, ведь Чонкин честно охранял вверенный ему самолет, а на фронт его, без того мобилизованного, брать отказались. Не случись на Ваню доноса в НКВД (за потраву, а не за дезертирство), Чонкин честно бы воевал и дальше в деревне Красное, как уж мог. Местные сотрудники НКВД пытаются арестовать Чонкина, но парень знает, что как часовой на посту он есть «лицо неприкосновенное» (так по уставу), и дает им отпор. Для захвата Чонкина отряжают целый полк, ибо в условиях военного времени дело его раздувается до масштабов немыслимых. Правда, жертвой операции становится местный сотрудник НКВД капитан Миляга, которого наши принимают за пленного эсэсовца, а сам он наших со страху полагает немецкой воинской частью. В конце концов задерживают и Чонкина. Сперва генерал, командовавший операцией по его захвату, поражен героизмом солдатика и награждает его орденом Боевого Красного Знамени, но затем Чонкина все-таки арестовывают и увозят в подвалы НКВД.

В «Претенденте на престол» мы узнаем, что дело Чонкина до невозможности раздувается чекистами. Его считают то опасным белогвардейцем князем Голицыным и ценнейшим немецким шпионом, то героем, благодаря которому одержана победа над немцами в одном из решающих боев. В его судьбе принимают участие и Гитлер, и Сталин. Последний отдает приказ: князя Голицына задержать и казнить, а героя Чонкина наградить. Понимая, что в любом случае дело для него пахнет керосином, Чонкин скрывается.

В «Перемещенном лице» приключения Чонкина продолжаются. Мы попадаем в сеть придворных интриг Л. Берии и И. Сталина, а Чонкин уже после войны — в США, где становится преуспевающим фермером. В 1989 г., в эпоху перестройки, он посещает СССР и встречается с главной своей любовью — Нюрой Беляшовой. Та теперь ежегодно будет ездить в гости к нему в США. Интересно, что в финале автор затрагивает тему интернета, не существовавшего на момент написания первых двух книг.

Истолкования, влияние на культуру

Характер Чонкина четко укладывается в парадигму героя русского фольклора: это Иванушка-дурачок, которому удается обмануть немилостивую судьбу. Кроме этого, трилогия о Чонкине продолжает давнюю литературную традицию поверять жизнь взглядом со стороны — взглядом человека простого, естественного. Таков, например, Кандид у Вольтера. Но Войнович наделил своего героя очень живым, достоверным народным характером, это не философская абстракция, а образ реального человека. Сам автор так характеризует его: «Чонкин не идиот, он обыкновенный простодушный человек, хотя немножко смахивает и на Швейка, и на Василия Тёркина, и на сказочного русского солдата, который в огне не горит и в воде не тонет, и на Тиля Уленшпигеля. Я его не задумывал, как идиота. Просто он оказывался в идиотских ситуациях, в которых нормальный человек вполне может стать идиотом. А это наши, обычные советские ситуации». Про «советские ситуации» Войнович знал слишком хорошо: и отца его репрессировали, и самого его уже в годы застоя как диссидента прессанули ядами, нанеся значительный вред здоровью.

Широкий советский читатель смог познакомиться с Чонкиным лишь в конце 1980-х, в эпоху гласности и перестройки. Но и тогда это произведение вызвало бурю негативных эмоций со стороны ветеранов и тех, кто не мог допустить, чтобы тема Великой Отечественной войны раскрывалась в сатирическом ключе. Конечно, перед нами сатира, и очень зубастая. И все же главная прелесть и уникальность «Чонкина» состоит в народном жизнелюбии и лиризме, где человеческое, душевное прет, как двужильный лопух, сквозь весь исторический мусор…

Ключевые цитаты

«Нам нужна не всякая правда, а только та, которая нам нужна».

«Чем больше подвиг, тем его совершать страшнее».

«Советская власть настолько объективно хороша, что каждый, кому она не нравится полностью или частично, является сумасшедшим. Замените слова “советская власть” любым подходящим для данной местности в данное время, и вы увидите, что формула эта всеобъемлюща и пригодна для всех времен и народов».

«Митинг — это такое мероприятие, когда собирается много народу и одни говорят то, что не думают, а другие думают то, что не говорят».

Автор произведения:
Произведение: