персонажи произведения авторы О проекте

Пашка Колокольников

Главный персонаж фильма В. М. Шукшина «Живет такой парень» (1964 г.) по шукшинским рассказам «Коленчатые валы» (1961 г.), «Гринька Малюгин» (1962 г.), «Классный водитель» (1962 г.), «Внутреннее содержание» (окончен в 1966 г.), молодой шофер, один из самых положительных персонажей в творчестве писателя.

Внешность

Внешность у Пашки вполне заурядная, но располагающая. Это работяга из советской глубинки начала 60-х. В будни он ходит в ватнике, кепке и кирзовых сапогах. В клуб на танцы принаряжается по деревенским понятиям 1940-х гг.: в фуражке, вышитой сорочке и хромовых «офицерских» сапогах, что, вообще-то, для начала 60-х уже было анахронизмом и для этой среды, но Шукшину важно подчеркнуть народный и простонародный характер своего героя. Этакий вызов общепринятой моде был характерен для самого Шукшина: без всякой необходимости молодой режиссер одно время «рассекал» по Москве в кирзачах, в них же являлся и на богемные тусовки.

Характер

Шукшина всегда интересовали характеры так называемых чудиков, людей с выраженной индивидуальностью. Собственно, все его главные герои подходят под это определение: от Иванушки-дурака до вождя восстания (диссидента по-современному) Степана Разина, от записного скандалиста-«правдолюбца» до бывшего уголовника, который пытается встать на путь исправления. Среди этих характеров Пашка Колокольников — самый светлый и добродушный чудик. Он одновременно наивен, простодушен и лукав, хотя лукавство его бескорыстно. Пашка хочет, чтобы все вокруг него жили в ладу с собой и друг с другом, и по мере сил пытается помочь им в этом. Его фантазия вполне хлестаковского порой размаха, но в этом проявляется простодушие, а не глупость или корысть, хотя ему, конечно, хочется выглядеть более значительным, солидным в социальном значении слова.

История создания

Вообще-то такого текста (если не считать сценария) у Василия Шукшина нет. «Живет такой парень» — фильм, снятый Шукшиным в 1964 году. В основе — его рассказы: «Коленчатые валы», «Гринька Малюгин», «Классный водитель», «Внутреннее содержание». Но в наше насквозь визуальное время издатели перегоняют знаковые и культовые фильмы на бумагу. И значит, перед нами — образец такой «перегонки». Впрочем, он же сценарий.

Сюжет

Герой фильма дальнобойщик Пашка Колокольников. Сценарий и фильм распадается на несколько эпизодов, «историй», новелл. Итак, шоферит Пашка Колокольников по кличке «Пирамидон» на Чуйском тракте, водит грузовик. Места здесь суровые, но это вовсе не значит — жестокие: «Такой суровый и такой рабочий тракт не мог не продиктовать людям свои законы. Законы эти просты: помоги товарищу в беде. Не ловчи за счет другого. Не трепись — делай. Помяни добрым словом хорошего человека. Немного. Но они неумолимы. И они-то определяют характеры людей». «Новелла № 1» рассказывает о том, как, попав в дальний колхоз, Пашка ухаживает за местной юной библиотекаршей. Но у нее есть парень, и великодушный Пашка мирит влюбленных. В «новелле № 2» Пашка бескорыстно подвозит попутчицу, но услышав от ее мужа грубый отзыв о себе, жестко требует оплатить услугу по завышенному тарифу — Колокольников самолюбив. В «новелле № 3» Пашка навещает свою подругу и узнает историю о том, как другой шофер накануне войны повстречал на дороге голую женщину, а это была сама Смерть. В «новелле № 4» Пирамидон сватает немолодого напарника к хорошей женщине. «Новелла № 5» рассказывает о подвиге Колокольникова, который уводит с территории нефтебазы горящий автомобиль. «Новелла № 6» повествует о том, как в больнице Павла навещает прекрасная юная журналистка, «странная и прекрасная», чтобы написать о герое очерк. И, конечно, Пашка немного в нее влюбляется. Пашке снится, что на дороге его встречает девушка в белом, и это Любовь.

Истолкования, влияние на культуру

Фильм «Живет такой парень» был дебютом для режиссера Шукшина. Фильм сразу полюбился зрителям и получил хорошие отзывы критиков. Правда, Шукшину пеняли, что его герой слишком уж простоват, не стремится учиться в эпоху научно-технической революции. Самого режиссера удивляло, что лента проходит по разряду «комедий»: он ведь снимал картину про серьезные проблемы. Пашка Колокольников — народный образ эпохи оттепели: он раскрепощен, мил и позитивен. Социальное его положение весьма скромно да и вряд ли он претендует (и может претендовать) на нечто большее, однако никакой приниженности, чувства обделенности в нем нет. Он выглядит вполне хозяином своей судьбы и равноправным участником общей жизни. Читаешь все это или смотришь на экране, и спрашиваешь себя: а кто он, этот Пашка Колокольников, по меркам наших дней? Лузер? Винер? Лох с чудинкой из глубинки? Или это ты лох со всем своим хитроумием? А жизнь нынешнюю (не твою отдельно взятую, а общую) назовет «милой» ну очень, очень редкий человек — и скорей всего, это будет с пеленок отлично упакованная судьбой «блондинка»…

Ключевые цитаты

«— Если я прихожу домой, — продолжал Пашка, — так? Усталый, грязный, меня первым делом должна встречать энергичная жена. Я ей, например: “Привет, Маруся!” Она мне весело: “Здорово, Павлик! Ты устал?”

— А если она сама, бедная, намотается за день?..

— Все равно. А если она грустная, кислая, я ей говорю: “Пирамидон!” — и меня потянет к другим. Верно, Егорыч?

— Абсолютно!»

«— Ты что, герой, что ли? — спросил Пашку один «ходячий», когда за профоргом закрылась дверь.

Пашка некоторое время молчал.

— А вы разве ничего не слышали? — спросил он серьезно. — Должны же были по радио передавать… Пашка еще немного помолчал. И ляпнул: — Меня же на Луну запускали».

«— Так какое же тут счастье-то? — изумился Пашка.

— Самое обыкновенное: человек каждый день открывает для себя мир. Он умеет смеяться, плакать. И прощать умеет. И делает это от души. Это — счастье».

«А за окнами больницы — большой ясный день. Большая милая жизнь…»

Автор произведения:
Произведение: