персонажи произведения авторы О проекте

Мерсо

Фр. Mersault. Персонаж повести А. Камю «Посторонний» (1942 г.), человек «как все», вроде бы немудрящий парень, который неожиданно для себя оказывается посторонним в жизни. Мерсо совершает немотивированное убийство, но так и не раскаивается в совершенном.

Медиа

Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.

Внешность

Повесть написана от лица Мерсо. О его внешности мы лишь знаем, что после смерти матери он пришел на пляж в траурном черном галстуке, что удивило девушку Мари (она не знала еще об его потере).

Характер

Главная черта Мерсо — его обыкновенность, серость, он представитель толпы, массы, и именно осознание этого оправдывает его в собственных глазах. Конечно, прокурор на суде представит его неким асоциальным чудовищем: «Господа присяжные заседатели, на другой день после смерти матери этот человек едет на пляж купаться, заводит любовницу и идет в кино на развеселую комедию. Больше мне нечего вам сказать». Все так, да не так: Мерсо не бесчувствен, просто он существует, машинально отдаваясь потоку обыденной жизни. До поры до времени он находит в этом свою защиту, оправдание, ему реально так комфортно. Но это комфорт находящегося в глубокой стадии анестезии. Однако стоит ему оступиться, и вот уже неприметный Мерсо выставлен всем напоказ как «враг общества», монстр, достойный только уничтожения. Мерсо душевно пробуждается лишь на пороге смерти, он вдруг остро чувствует свою связь с миром, но чувствует также и то, что мир беспощадно равнодушен к любому из нас.

История создания

Это дебютная вещь Камю, написанная, вероятно, еще в 1940 году. Так как к моменту напечатания Франция была оккупирована нацистами, текст повести прошел (успешно) через немецкую цензуру. Считается, что лаконичный, несколько отстраненный язык повести — дань увлечения стилем Э. Хемингуэя. Впрочем, и произведение Камю стало настолько любимым и популярным, что повлияло на стиль зарубежной прозы середины 20 века. Реалии жизни в Алжире были Камю отлично знакомы: он здесь родился и провел детство и юность.

Сюжет

Герой повести 30-летний некто Мерсо хоронит мать, которая умерла в богадельне, сходится через день с бывшей сослуживицей, дружит с соседом-подонком, и вообще парень он самый простой: живет растительной почти машинальной жизнью. Такие любят говорить про себя: «я как все». Но вот незадача: на пляже случайно, под лучами беспощадного африканского солнца (действие происходит во французском тогда Алжире) Мерсо убивает араба. Дальше — тюрьма, следствие, суд. И все прошедшее, что было таким машинальным, «как у всех», оборачивается вдруг уликами против него! Безобидный охламон делается злодеем в глазах этих «всех», в глазах общества, которое не прощает ему даже того, что он, изверг такой, не плакал на похоронах матери... В камеру смертников к нему приходит священник, и тут Мерсо, этот простодушно равнодушный человек, который и на суде выглядел «посторонним», взрывается: «…У меня осталось слишком мало времени. И я не желаю тратить его на бога». Налицо то, что модные тогда философы-экзистенциалисты называли «пограничной ситуацией». Это когда человек в виду смерти вдруг остро осознает свою «самость», уникальность, а через это — и связь с миром.

Истолкования, влияние на культуру

Этот текст в полсотню страниц газета «Монд» поставила на первое место в рейтинге главных книг 20 века. И за дело. Молодой, можно сказать, начинавший тогда автор уловил главное в воздухе своей эпохи. Тогда, в 1942 году, шла Вторая мировая война, она еще больше копила в душах современников страх смерти и желание жизни, но, впрочем, тотчас возникал и неизбежный вопрос о смысле этой самой жизни. Проблема отдельно взятой человеческой личности, ее ценности, и беспощадность общества — да и всей жизни, какова она есть, — волновали молодого писателя. Он сочувствует своему герою, заметив как-то: «В нашем обществе любой, кто не плачет на похоронах матери, рискует быть приговорённым к смерти». Камю, разумеется, не оправдывает убийство само по себе и не провозглашает право на жизнь и смерть другого человека, которое иные философы и прочие идеологи закрепили за «сверхчеловеком». Именно поэтому его Мерсо — абсолютно лишен амбиций; в известной степени это «человек вообще», любой из нас, кто может стать посторонним для жизни в результате трагической случайности и которого общество с его лицемерной «моралью» раздавит безжалостно. 

Камю был одним из влиятельнейших мыслителей середины 20 века. «Совестью Запада» называли этого сына неграмотной уборщицы журналисты. В 1957 году он стал нобелевским лауреатом. Немудреная история, просто (но изящно, красочно) рассказанная Камю, и сегодня зацепит и раскрутит на мысль любого, даже и не знакомого со словом «экзистенциализм»... О том, как зацепила повесть Камю наших читателей, свидетельствует, что за три года (1966–1969 гг.) ее трижды переводили на русский язык, причем каждый перевод открывает свои оттенки смысла «Постороннего» и особенности характера героя Камю. Наиболее удачными считаются переводы Н. Галь и Н. Немчиновой.

Ключевые цитаты

«Я понял, что разрушил равновесие дня, необычайную тишину песчаного берега, где мне было так хорошо. Тогда я еще четыре раза выстрелил… И эти четыре отрывистых удара прозвучали так, словно я стучался в дверь беды».

«Мне хотелось растолковать ему, что я такой же, как все люди, в точности такой же. Но все это, в сущности, бесполезно, мне стало лень, и я махнул рукой».

«Он только спросил еще, сожалею ли я о своем поступке. Я подумал и сказал — не то чтобы жалею, но мне неприятно. Кажется, он не понял».

«Как будто неистовый порыв гнева очистил меня от боли, избавил от надежды, и перед этой ночью, полной загадочных знаков и звезд, я впервые раскрываюсь навстречу тихому равнодушию мира. Он так на меня похож, он мне как брат, и от этого я чувствую — я был счастлив, я счастлив и сейчас».

Автор произведения:
Произведение: