персонажи произведения авторы О проекте

Морозка (Иван Морозов)

Герой романа А. А. Фадеева «Разгром» (1925–1926 гг.), молодой красный партизан, бывший шахтер, истинный герой революционного времени по мысли автора.

Внешность

Портрет Морозки складывается из разных деталей. «Ласковый ветер с реки трепал непослушные Морозкины кудри… Он лукаво мигнул зелено-карим глазом и фыркнул, и в смехе его — даже теперь, когда он говорил о жене, — скользили въевшиеся с годами, как плесень, похабные нотки».

Характер

Морозка очень живой и обаятельный человек, «свойский парень». Жизнь его не баловала, он совершенно пролетарская косточка: «В двенадцать лет Морозка научился вставать по гудку, катать вагонетки, говорить ненужные, больше матерные слова и пить водку… В этой жизни Морозка не искал новых дорог, а шел старыми, уже выверенными тропами. Когда пришло время, купил сатиновую рубаху, хромовые, бутылками, сапоги и стал ходить по праздникам на село в долину. Там с другими ребятами играл на гармошке, дрался с парнями, пел срамные песни и “портил” деревенских девок». Он поучаствовал в Первой мировой войне, шесть раз был ранен, дважды контужен и затем комиссован. «Он все делал необдуманно: жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец с сучанских баштанов. Может быть, потому, забрав с собой жену, ушел он в восемнадцатом году защищать Советы». При этом Морозку отличает сила характера: попав еще при царе в участок, он не выдает зачинщиков стачки. Морозка стихийный коллективист: он не мыслит себя без отряда. Впрочем, ему как партизану пути назад, к жизни под интервентами и белыми, нет.

История создания

Роман «Разгром» — произведение, по сути, начинающего автора, хотя это, безусловно, и самая яркая вещь Фадеева. Она родилась из первоначального наброска о партизане Метелице (он стал одной из глав романа). 24-летний Фадеев прекрасно знал материал, легший в основу книги. Он и сам был красным партизаном в Уссурийском крае в годы гражданской войны. Именно в ходе работы над романом Фадеев принял решение стать профессиональным писателем. Возможные прототипы его героев — партизаны отряда, в котором сражался будущий автор «Разгрома». Свою книгу он сначала хотел назвать «Враги». Для него самым важным была здесь даже не история про красный партизанский отряд Левинсона, который сражается с белыми и японцами и с огромными потерями вырывается из окружения. Главным для автора было противостояние двух типов личности: человека пусть и диковатого, но с сильным и добрым характером, «бойца» (таков здесь шахтер-партизан Морозка, герой времени) — и «нюни», который всегда склонен к предательству (это, совершенно в духе революционной идеологии, представитель «гнилой интеллигенции» Мечик).

Сюжет

Морозка — ординарец командира партизанского отряда Левинсона, довольно разболтанный хлопец. Когда Левинсон приказывает ему поехать в другой отряд, Морозка не хочет и артачится, за что его чуть было не выгоняют из отряда. Морозка бывший шахтер, во втором поколении. Кроме тяжелого и грязного труда и грубого быта он ничего в жизни не видел и жил бездумно. Бездумно женился на гулящей откатчице Варе. Бездумно пошел в красный отряд защищать Советы. Но он силен своим пролетарским инстинктом (без отряда жизни своей не мыслит) и добрым характером. Во время одного из боев он подбирает раненого парнишку в городском пиджачке. Это Павел Мечик. Мечик книжно мечтал о революционной борьбе, о подвигах, но жизнь в отряде разочаровала его. Он сходится с Варей, которая видит в нем человека иной породы, более благородного и тонкого, чем Морозка. Морозка никогда прежде не ревновал Варю, но тут его одолевают ревность и неприязнь к Мечику, в котором Морозка чует чужака и гнилое нутро. Буйная натура не дает покоя Морозке: по дороге в отряд он пытается украсть дыни у председателя сельсовета Рябца, из-за чего его опять чуть было не изгоняют из отряда. Морозка дает слово исправиться. Между тем дела партизан все хуже: казаки и японцы теснят их и окружают. У моста казаки устраивают засаду. Посланный в разведку Мечик должен дать знак об этом, но празднует труса и бежит. Ехавший за ним Морозка успевает дать условленные три выстрела и погибает. Отряд бросается на прорыв. С огромными потерями он выходит из окружения.

Истолкования, влияние на культуру

Логика любой гражданской войны жестока, это схватка и характеров, и жизненных философий, даже если сами герои философию не учили. Автор воспринимает своего героя Морозку и его товарищей именно так: они вносят в жизнь новое, пока корявое, но, безусловно, здоровое и честное, справедливое начало, и ощущение своей праведности делает их героями. Прежняя же культура с ее мягкотелым интеллигентским гуманизмом-либерализмом казалась автору изжившей себя. И в этом плане Фадеев смыслово продолжает поэму Блока «Двенадцать».

«Такого успеха, который выпал на долю “Разгрома”, не имело ни одно произведение советской литературы 1920-х годов», — пишет исследователь творчества Фадеева С. И. Шешуков. Роман как нельзя лучше соответствовал и идеологии победившей Советской власти, и умонастроениям довольно широких масс, прежде всего, молодежи. Влиятельный критик того времени А. К. Воронский писал: «Этот роман написан молодым, одарённым пролетарским писателем и совсем не по обычному трафарету, по какому пишутся пролетарскими писателями десятки и сотни повестей и романов. И чем решительнее пролетарская литература пойдёт по этом новому для себя пути, тем скорее она завоюет себе “гегемонию” органическими, а не механическими средствами».

С успеха «Разгрома» началась внешне блестящая литературная карьера А. Фадеева, в скором времени ставшего «писательским министром» — он возглавлял Союз писателей СССР в 1938–1944 и в 1946–1954 гг. Между тем ему пришлось считаться с пожеланиями строгой, как классная дама, советской критики, усмотревшей в образах красных партизан чересчур много натурализма. Так, из речи героев были исключены некоторые грубые выражения, «по жизни» для них совершенно естественные.

Ключевые цитаты

«Морозка не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчемные люди, которым нельзя верить».

«— Совесть моя где?! — кричал Морозка в ответ на вопрос Мечика, где у него совесть. — Вот она где, совесть — вот, вот! — рубил он с остервенением, делая неприличные жесты».

«С каждым его шагом чувство виновности в Мечике росло, радость улетучивалась, он смотрел на Морозку малодушными, уходящими внутрь глазами и не мог оторваться».

«Левинсон обвел молчаливым, влажным еще взглядом это просторное небо и землю… — и перестал плакать; нужно было жить и исполнять свои обязанности».

Автор произведения:
Произведение: