персонажи произведения авторы О проекте

Сотников

Главный герой повести В. В. Быкова «Сотников» (1969–1970 гг.), раненый комбат. Попав в плен, он до конца остается мужественным бойцом.

Внешность

В отличие от тепло — в полушубок — одетого местного крестьянского парня Рыбака бежавший из плена красный командир Сотников одет не по зимней погоде, да и кашель трясет его: «…Сотников едва тащился в ночном сумраке. Подавляя нетерпение, Рыбак минуту глядел, как тот устало гребется по снегу в своих неуклюжих, стоптанных бурках, как-то незнакомо опустив голову в глубоко надвинутой на уши красноармейской пилотке. Еще издали в морозной ночной тишине послышалось его частое, затрудненное дыхание, с которым Сотников, даже остановившись, все еще не мог справиться».

Характер

Сотников интеллигент, до войны работал учителем. Он из военной семьи, да и сам стал в военное лихолетье офицером — командиром батареи гаубиц. Это обстоятельство — относительно Рыбака Сотников высокоразвит духовно — определяет его характер. Сотников мужественно сражался, но попал в плен, откуда бежал и примкнул к отряду партизан. Он самолюбив — во всяком случае, именно так истолковывает его верность долгу Рыбак: «Уж чего другого, а самолюбия и упрямства у этого Сотникова хватило бы на троих. Он и на задание попал отчасти из-за своего самолюбия — больной, а не захотел сказать об этом командиру, когда тот у костра подбирал Рыбаку напарника… Когда они уже были в пути и Сотникова начал донимать кашель, Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда как двое других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». Рыбаку это было не совсем понятно, но погодя он подумал, что в общем беспокоиться не о чем: человек на ногах, стоит ли обращать внимание на какой-то там кашель, от простуды на войне не умирают. Дойдет до жилья, обогреется, поест горячей картошки, и всю хворь как рукой снимет».

История создания

Толчком для создания повести послужила встреча: в конце войны старший лейтенант Быков встретил среди пленных немцев однополчанина, который перешел к власовцам — собственно, он-то и стал прототипом предателя Рыбака. Когда-то этот человек считался образцовым бойцом. Когда он исчез, все считали его погибшим и наградили «посмертно», но он оказался предателем, и теперь клеймо предателя будет на нем всю жизнь. «Коварная судьба заплутавшего на войне человека» поразила писателя. Через 25 лет, в 1969–1970 гг., появилась эта повесть. «Я взял Сотникова и Рыбака и показал, как оба обречены, хотя оба — полярно противоположные люди, — такова сила обстоятельств. Не скрою, здесь замысел — от экзистенциализма, каким я его представлял», — замечает писатель. Сперва он назвал повесть «Ликвидацией», но затем дал ей название по фамилии главного героя, подчеркнув этим его ключевую роль в идейном посыле произведения.

Сюжет

Двое партизан в заснеженных белорусских лесах вышли на разведку, им надо добыть провизию для своего отряда. Бывший старшина Красной Армии Рыбак — молодой справный боец, полный сил и азарта борьбы. Но с ним идет бывший комбат Сотников, которого мучат жар и кашель, а кроме того его ранят в перестрелке в ногу. Рыбак заботится о раненом. Они находят приют в деревенской избе у Дёмчихи —  женщины с четырьмя детьми.  Вдруг в дом нагрянули полицаи. Партизаны спрятались на чердаке, но внезапный неудержимый кашель выдал Сотникова и Рыбака. Их и Дёмчиху доставляют в полицию. Сотников и под пытками не выдал никого, Рыбак отвечал на вопросы следователя Портнова обстоятельно и, как ему самому казалось, хитро, но провести Портнова ему не удается. Наутро Сотникова и Рыбака ждет казнь вместе с другими заключенными в подвале. Впрочем, тот предлагает Рыбаку перейти служить в полицаи. Перед казнью Сотников пытается взять всю вину на себя, выгородить Рыбака и других помогавших им людей. Но тут старшина Рыбак — крестьянский парень, полный сил и жажды жить — выпрашивает пощаду себе и соглашается стать полицаем. Именно ему предстоит повесить Сотникова. После этого Рыбак понимает, что исправить уже ничего нельзя, отхода назад для него нет.

Истолкования, влияние на культуру

Автор не торопится выносить приговор своим героям. В этой небольшой повести, кажется, правит рок, который слепо делает виновными и неплохого мужика Рыбака, и умирающего Сотникова. О злодеях-полицаях говорить нечего, но вот положительные герои… Автор фильма по повести Быкова Л. Шепитько расставила точки над i очень жестко, сам же писатель был далек от такой прямолинейности. Хитрая штука жизнь, и тем паче война: за все приходится здесь платить, хороший ты или плохой, случайный свидетель или активный участник… Иные видят в противопоставлении интеллигента Сотникова, «человека духа», и насквозь плотского Рыбака заочный спор, который писатель ведет с фадеевским «Разгромом». Замечают здесь и некий пафос жертвенности, сродни кодексу чести японских самураев. О смысле повести критики спорят по сей день. Сам писатель предлагал рассматривать конфликт повести в парадигме философии экзистенциализма: налицо «пограничная ситуация», которая ставит обоих персонажей перед выбором между соблюдением долга во что бы то ни стало и инстинктивной жаждой жизни — тоже во что бы то ни стало.

Ключевые цитаты

«Он недолго постоял над Сотниковым, который немощно скорчился на боку, подобрав под себя ногу. В сознании Рыбака начали перемешиваться различные чувства к нему: и невольная жалость… и в то же время появилась неопределенная досада-предчувствие — как бы этот Сотников не навлек беды на обоих».

«Да, физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа? Кто измерит степень отваги в бою, бесстрашие и твердость перед лицом врага, когда человек, начисто лишенный всяких возможностей, оказывается способным на сокрушающий взрыв бесстрашия?»

«Он страдал от своей физической беспомощности, лежал, прислонясь спиной к шершавому комлю сосны, закрыв глаза, чтобы не встретиться взглядом с Рыбаком…»

«Внизу застыла широкая в полушубке спина Рыбака… “Выкрутился, сволочь!” — недобро, вроде бы с завистью подумал про него Сотников и тут же усомнился: надо ли так? Теперь, в последние мгновения жизни, он неожиданно утратил прежнюю свою уверенность в праве требовать от других наравне с собой. Рыбак был неплохим партизаном… но как человек и гражданин, безусловно, недобрал чего-то. Впрочем, он решил выжить любой ценой — в этом все дело».

Автор произведения:
Произведение: