Героиня рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание» (1916 г.), рано созревшая гимназистка, пустившаяся в любовные приключения в нарушение всех приличий; «свободная душа» и воплощение вечной женственности в творчестве писателя.
Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.
«В четырнадцать лет у неё, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых ещё никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей». Она придирчиво следит за своей внешностью: начальница гимназии упрекает Олю в том, что та разоряет родителей «на туфельки в двадцать рублей!».
«Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц… кроме того, что она… способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама. Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам».
Совсем короткий этот рассказ считается одним из главных и самых прославленных шедевров Бунина. Как-то прогуливаясь по кладбищу острова Капри, писатель увидел на одной из могил портрет удивительно милой, полной жизни девушки. «Девушку эту я тотчас же сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливейшие минуты моего писательства», — делился позднее автор. Под «легким дыханием» писатель разумел, по его признанию, способность человека бездумно отдаться порыву жизни.
Оля Мещерская — 15-летняя гимназистка. В детстве она была живой и веселой, но на пороге юности сделалась настоящей красавицей, смелой до дерзости. Да, при всей своей живости Оля стала красавицей роковой: «Незаметно… упрочилась её гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников, что в неё безумно влюблён гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство». За ней поползли совсем уже нехорошие слухи. Говорили, что она слишком роскошно для скромного статуса гимназистки одевается, слишком свободно держится с мужчинами, что у нее роман с каким-то некрасивым казачьим офицером, плебейского вида мужчиной и совершенно не ее круга. Начальница гимназии пытается сделать ей внушение, но Оля ставит ее на место, рассказав, что женщиной ее сделал брат начальницы. Он приехал в их имение в отсутствие Олиных родителей и… Из ее дневника явствует, что Оля, можно сказать, соблазнила его, но тотчас он сделался ей противен. Всю зиму Оля вела очень веселый образ жизни, тогда-то и появился в ее жизни казачий офицер. Когда настала пора проводить его в Новочеркасск, она, до того обещавшая выйти за него замуж, призналась, что не любит его, и показала свой дневник с эпизодом ее «соблазнения» братом начальницы гимназии. Потрясенный «коварством» Оли, офицер на вокзале застрелил ее. Но мотыльковая жизнь Оли Мещерской не промчалась бесследно. Каждое воскресенье ее классная дама приезжает на Олину могилу. Эта одинокая женщина видит в Оле тот призрак счастливой (и роковой) женской судьбы, которой сама лишена. Олино легкое дыхание растворилось в мире, в его красоте.
В сущности, один из самых знаменитых рассказов русской классики — о вещах и сейчас у нас запретных: и в жизни и уж точно в словесности. Как: в пятнадцать лет гимназистка — школьница! — имеет любовников?!.. Но вместо осуждения и призывов помочь оступившейся автор любуется грешной своей героиней — и только?!.. Своим рассказом, своей этой самой героиней Бунин задал загадку поколениям критиков и читателей. Греховный сюжет и многогрешная (как позже открылось) Оля Мещерская вовсе не выглядят чем-то грязным, неприличным или пряно «декадентским». Напротив, автор так тасует эпизоды, что они, словно золотистый радостный ореол, окутывают образ героини, которая здесь похожа на персонажа античного мифа, где понятие «греха» просто отсутствует.
Между тем, рассказ совсем не так прост, есть у него подводная, незримая часть, которая заставляет гадать читателей и по сей день: почему Оля «пустилась во все тяжкие» после неприятного первого любовного опыта? Что связало ее с некрасивым, плебейского вида казачьим офицером, чувствами которого она так легкомысленно, так жестоко играла? И что творится в душе классной наставницы, старой девы, которая исправно навещает Олину могилу порой в самую не подходящую для этого погоду?.. Некоторые критики истолковывали смерть Мещерской как «жесточайшую плату за стремление к полноте» жизни. Но можно вспомнить миф о вечно женственной душе мира — миф как раз очень популярный в культуре тех лет. Рассказ, по сути, трагический , однако почему-то он оставляет удивительно светлый и легкий след в душе.
«— Я в одной папиной книге, — у него много старинных смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины... Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, — ей-богу, так и написано: кипящие смолой! — чёрные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, — понимаешь, длиннее обыкновенного! — маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи, — я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть?»
«Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».