персонажи произведения авторы О проекте

Говэн

Тур-Говэн де, виконт — фр. le vicomte de Tour-Gauvin. Один из главных персонажей романа В. Гюго «Девяносто третий год», молодой революционер из бывших аристократов, виконт, воплощение гуманистического идеала автора.

Медиа

Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко

Внешность

Говэн симпатичный юноша с темными длинными волосами и аристократической осанкой. Он одет в синий мундир с большим воротником и отворотами (вполне по крою фрак Вертера — см.!) и большую двууголку, принятые тогда в революционной армии Франции.

Характер

Говэн — рыцарь без страха и упрека: умный, благородный, мужественный и гуманный. По сути, он воплощает человеческий идеал автора. Его увлечение революционными идеями бескорыстно: ведь он, природный аристократ, при королевском режиме мог рассчитывать на блестящий успех. Однако его увлекли передовые идеи эпохи благодаря учителю — скромному кюре Симурдэну, к которому он питает большую привязанность. Революционная борьба показывает: у него с учителем все же разные идеалы. Симурдэн полагает, что только через революционный террор можно проложить путь в светлое будущее. Говэн же по духу своему гуманист, а не фанатик, он приходит к выводу: «Выше абсолюта революционного стоит абсолют человеческий». Симурдэн стоит за республику террора, а Говэн — за республику милосердия. Но революция — это беспощадная борьба. Помогая побегу маркиза де Лантенака, он как бы этим вознаграждает его за проявленную гуманность по отношению к детям, оказавшимся в объятой огнем башне. Но акт гуманизма не смягчает ожесточения гражданской смуты. Говэн отдает себя революционному возмездию: «Я забыл сожженные деревни, вытоптанные нивы, зверски приконченных пленников, добитых раненых, расстрелянных женщин, я забыл о Франции, которую предали Англии; я дал свободу палачу родины. Я виновен». Говэна так уважают за его нравственные качества, что не запирают его камеру, когда он находится под судом: этот человек не сбежит от кары, законность которой сам признает.

История создания

Мысль написать роман из эпохи Великой французской революции пришла к В. Гюго еще в 1862 г., сразу по окончании «Отверженных», этого огромного эпического полотна об исторических судьбах Франции в 19 веке. Это логично: узел всех проблем, волновавших писателя, завязался тогда, во время якобинского террора 1793—1794 гг. Но этот замысел — свой последний роман «Девяносто третий год» — Гюго осуществил лишь в 1873 году. И хотя роман исторический, волновали автора и его первых читателей жгучие вопросы современности: о социальной справедливости (только что была разгромлена Парижская коммуна), о величии Франции (недавно она потерпела поражение в войне с Пруссией), о торжестве демократических идеалов (после свержения Наполеона III Франция стала республикой, но влияние монархистов было настолько сильно, что положение Конституции 1875 г. о республиканской форме правления приняли с перевесом в один голос!). К моменту написания романа сам Гюго, бывший сторонник монархии и даже виконт и пэр Франции, был убежденным республиканцем и демократом.

Сюжет

Первого июня 1793 года от британского берега в сторону Франции отошел военный корвет. На его борту находился странный пассажир, одетый крестьянином, но с осанкой принца. Этот пассажир — старый маркиз де Лантенак, посланный возглавить восстание в Вандее против революционных властей Франции. В Вандее де Лантенака знают все, он местный сеньор. Этот старик и есть тот самый «генерал Палач», который призван отомстить за казнь короля Людовика XVI. Молодая республика сражается с коалицией европейских держав, и мятеж в Вандее — прямое предательство, удар в спину. Для его подавления Париж отправляет отряд во главе с гражданином Говэном. Так как он бывший аристократ и к тому же внучатый племянник Лантенака, начальство назначает к нему надзирателем гражданина Симурдэна — бывшего кюре и воспитателя Говэна, убежденного сторонника революционного террора.

Возникает трагический треугольник: Лантенак воплощает уходящий, но все еще смертельно опасный мир, Говэн — надежду на торжество добра (в случае победы революции), ее светлые идеалы, а Симурдэн — свирепую беспощадность «текущего момента». У каждого своя правда, и схватка предстоит им не на жизнь, а на смерть. Однажды Лантенак с риском для жизни спасает детей от пожара, и Говэн помогает ему бежать из плена. С точки зрения революционной морали, он совершает предательство и должен быть казнен. Симурдэн бестрепетно выносит смертный приговор любимому ученику и духовному сыну, но пережить его смерть не в силах и добровольно сводит счеты с жизнью.

Истолкования, влияние на культуру

Роман «Девяносто третий год» имел большой успех. Этим текстом Гюго ответил на многие вопросы и сомнения своих современников и решительно высказался за гуманизм и терпимость в раздираемом противоречиями обществе. Опосредованно проблематика последнего романа Гюго присутствует в любом произведении 20 и 21 вв., где поднята проблема цены, которую приходится платить современникам за социальный прогресс, за так называемое светлое будущее. При этом проблема решается в соответствии с симпатиями автора и зачастую не в пользу идеалов гуманизма — например, в романе А. А. Фадеева «Разгром». Зато М. А. Шолохов в «Тихом Доне» стоит на позициях, близких Гюго.

Ключевые цитаты

«У революции есть враг — отживший мир, и она безжалостна к нему, как хирург безжалостен к своему врагу — гангрене».

«То, что совершает ныне революция, полно таинственного смысла. За видимыми деяниями есть деяния невидимые. <...> Видимое деяние — жестоко, деяние невидимое — величественно. <...> Идет великая стройка. Над лесами варварства подымается храм цивилизации».

«Слово «химера» имеет двойной смысл — оно означает мечту, и оно же означает чудовище».

«Добрый поступок может оказаться дурным поступком. Кто спасает волка — убивает ягнят. Кто выхаживает коршуна с подбитым крылом, тот сам оттачивает его когти».

Автор произведения:
Произведение: