персонажи произведения авторы О проекте

Дмитрий Федорович Карамазов

Герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1878–1880 гг.), старший из братьев, которому суд приписал вину за убийство отца.

Внешность

«Дмитрий Фёдорович, двадцативосьмилетний молодой человек, среднего роста и приятного лица, казался, однако же, гораздо старее своих лет. Был он мускулист и в нём можно было угадывать значительную физическую силу, тем не менее в лице его выражалось как бы нечто болезненное. Лицо его было худощаво, щеки ввалились, цвет же их отливал какою-то нездоровою желтизной. Довольно большие темные глаза навыкате смотрели, хотя, по-видимому, и с твердым упорством, но как-то неопределенно».

Характер

Дмитрий Карамазов таков, каким видел современного русского человека Достоевский, «русский человек сегодня»: это человек могучих и противоречивых страстей. Глубоко неслучайны слова Мити: «Я люблю Россию, Алексей, я люблю русского бога». Для эмоционального и отчасти в чем-то простосердечного мегаломана Дмитрия очень важно решить коренные вопросы бытия и действовать в соответствии с этим. Для самого Достоевского, тоже человека страстей, в том числе и достаточно темных, важен был «удерж», и этот «удерж» он видел в страстной вере в бога. То же и Дмитрий: «А меня Бог мучит. Одно только это и мучит. А что как Его нет? Что, если… это идея искусственная в человечестве? Тогда, если Его нет, то человек шеф земли, мироздания. Великолепно! Только как он будет добродетелен без Бога-то? Вопрос! Я все про это». По Достоевскому, именно глубинная русскость натуры Дмитрия помогает ему принять свой приговор, согласиться с ним.

История создания

Свой роман «Братья Карамазовы» (1878–1880 гг.) Достоевский рассматривал как «последнее слово о себе самом и о своем мире». На закате жизни многие впечатления юности и молодости по-новому заиграли в сюжете и персонажах этого произведения. Так, в основу его легла мутная история убийства отца писателя в 1839 г., некоторые черты Достоевского-старшего угадываются в образе старика Карамазова. Действие происходит в уездном городке с ароматным названием Скотопригоньевск. Прототипом ему послужила живописная Старая Русса под Москвой, где семья Достоевского жила в 1870-е гг. И уже это — описываются реальные дома и улицы, и лавки — сообщает повествованию ауру подлинности. У старшего сына Карамазова Мити как минимум три прототипа. Это поэт Ап. Григорьев, некто дворянин Дмитрий Ильинский, осужденный за мнимое отцеубийство (с ним писатель познакомился на каторге), и сам автор, каким во многом он был в пылкой своей юности.

Сюжет

Итак, уездный город Скотопригоньевск. У старика помещика Федора Павловича Карамазова четверо сыновей от разных женщин. Федор Павлович — отвратительный эгоист и старый развратник. Проницательный и сметливый, недоверчивый и циничный, он проморгает, однако, своего убийцу, что живет в его доме… Старший сын Федора 28-летний бывший поручик Митя — «на ножах» с отцом из-за материнского наследства. А кроме того, оба соперничают за благосклонность местной красавицы Грушеньки Светловой, которая, конечно, «камелия» (куртизанка), но существо и весьма «ндравное»… Митя — «горячее сердце», пылкий и страстный романтик, но попасть «горячему сердцу» под горячую руку опасно… С братьями — умным Иваном и добрым Алешей — у Дмитрия самые близкие отношения. Как это было принято тогда у «русских мальчиков», он ведет с ними эмоциональные и долгие разговоры на темы вечные: о боге, России, человечестве, социальной и нравственной справедливости. Причем это не досужая болтовня, а речи судьбообразующие для собеседников! Но зов плоти также властен: Митя мечтает о Грушеньке, и ему нужны деньги, которые есть у отца, приготовившего их все для той же капризной насмешницы Грушеньки… Кроме того, у Дмитрия сложные отношения с Катериной Ивановной Верховцевой — вроде бы его невестой, однако чувства испытывает к нему девушка гораздо более пылкие и противоречивые (частый у Достоевского случай «любви-ненависти»). В ночь убийства отца Митя проникает в дом… Он видит само убийство. Случайно сталкивается с лакеем Григорием и бьет его по голове. В крови и с деньгами (позже выяснится, что Митя давно взял их у Катерины Ивановны) он погружается в разгул с Грушенькой. Его арестовывают, и хотя в суде очевидно, что он невиновен, присяжные нового, пореформенного суда (сплошь почвенные крестьяне и обыватели) приговаривают Дмитрия к каторге — за само только очевидное намерение убить отца, ибо это великий грех.

Истолкования, влияние на культуру

Критика посчитала героев Достоевского взвинченными, преувеличенными, неправдоподобными. За писателем утвердилась репутация «жестокого таланта», который не щадит своих персонажей. У царских цензоров также имелись претензии к автору, который слишком вольно трактует вопросы богословские. И все же очень скоро последний роман Достоевского стал одним из главных литературных текстов человечества. «Это трепещущее и окровавленное человечество; это сверхострая патетика; это ясновидение, прозревающее всё — сквозь мглу и ночь» (Эмиль Верхарн).

Конечно, роман весьма тенденциозен: Достоевский сражается в нем с чуждым, по его мнению, русскому духу католицизмом, социализмом и западным буржуазным индивидуализмом. Он проводит свой вполне религиозный, православный идеал (эпизоды с праведником отцом Зосимой). Но Достоевский как психолог и художник объективней себя как мыслителя. Он и впрямь провидец или, как заметил Альбер Камю: «Он нас учит тому, что мы знаем, но отказываемся признавать».

Ключевые цитаты

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

«…Бог загадал одни загадки».

«Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».

Автор произведения:
Произведение: