персонажи произведения авторы О проекте

Настасья Филипповна Барашкова

Героиня романа Ф. М. Достоевского «Идиот» (1867—1869 гг.), девушка, оказавшаяся в лапах развратника и ставшая «камелией» (куртизанкой). Главная «инфернальница» (роковая красавица) в мире персонажей Достоевского.

Медиа
Внешность

«На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, темно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна... <...>.

— Удивительное лицо! — ответил князь, — и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!..»

«Давешнее впечатление почти не оставляло его, и теперь он спешил как бы что-то вновь проверить. Это необыкновенное по своей красоте и еще по чему-то лицо еще сильнее поразило его теперь. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть, были в этом лице, и в то же самое время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное; эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты. Эта ослепляющая красота была даже невыносима, красота бледного лица, чуть не впалых щек и горевших глаз; странная красота! Князь смотрел с минуту, потом вдруг спохватился, огляделся кругом, поспешно приблизил портрет к губам и поцеловал его. Когда через минуту он вошел в гостиную, лицо его было совершенно спокойно...»

Характер

Главная страсть Настасьи — обида. И не столько на конкретных обидчиков, хотя ее уязвленное и мнительное самолюбие постоянно — вольно или невольно — ранят окружающие. Прежде всего, это обида на мирозданье, на судьбу, обида вообще, поскольку возможно изуродовать жизнь беззащитного существа. При этом Настасья отнюдь себя не числит ангелом (даже падшим): она слишком знает свою неуемную, страстную натуру, которой, быть может, и не нужны, и скучны теперь были бы душевная гармония, мир и покой. Явная истеричность влечет Настасью к публичным демонстрациям своего страдания, «падения» и мести. Хотя ее характер порой истолковывают чуть ли не как мистическое откровение о сути женской души вообще, она довольно инфантильна, как все истерики — правда, истерики глубоко не чувствуют, больше играют на публику, но Достоевский наделяет свою героиню демоническим темпераментом.

История создания

Прототипом Настасьи называют Ап. П. Суслову, отношения с которой дали автору возможность погрузиться в душу гордую, уязвленную, с сильными комплексами в духе садомазо. По-своему инфернальницей можно назвать и первую жену писателя М. Д. Исаеву, хотя она больше дала для образа Катерины Ивановны в «Преступлении и наказании». Мысль создать образ женщины-мстительницы, какова по сути Настасья Филипповна, была подсказана Достоевскому в том числе и судебной хроникой: дело 15-летней Ольги Умецкой, которую истязали приемные родители и которая четырежды поджигала дом своих мучителей.

Сюжет

Настасья Филипповна Барашкова — дочь разорившегося помещика. Еще ребенком она попала к опекуну — развратнику Тоцкому. Тот развращает ее и по временам навещает в имении, где она живет. «Приедет, разобидит»… По сути, она — содержанка Тоцкого. Но вот он решает выгодно жениться, а Настасью выдать за карьериста Ганечку Иволгина, дав за ее «позор» (поруганную честь) компенсацию в семьдесят пять тысяч (ок. 60 млн на современные деньги). Настасья глумится над Ганечкой и его соперником Рогожиным: кто даст больше? Рогожин предлагает пачку купюр в сто тысяч руб. (79 100 000 сейчас). Настасья швыряет пачку в огонь, предлагая Иволгину достать эти деньги из огня. Ганечка слишком мелок, смешон для нее, хотя для его родных внезапный визит Настасьи, «падшей», в дом Иволгиных — прямое оскорбление. Что ж, и сама Настасья не может простить себе, что стала «падшей» женщиной. Теперь ее судьба, по мнению Настасьи — стать наложницей и жертвой «миллионщика» Рогожина, мрачного и буйного типа, влюбленного в нее. О, она не сомневается в том, что, в конце концов, этот человек убьет ее. Но встреча с князем Мышкиным вносит коррективы в ее этот план. «В первый раз человека увидела!» — говорит она. Мышкин восхищен ее красотой и глубоко сочувствует ее горю. Он делает ей предложение. Однако Настасья не верит, что князь движим любовью, а не всего лишь состраданием (в сущности, нестерпимым для гордой Настасьи). Князь, считает она, любит равную себе — чистую девушку Аглаю Епанчину. И Настасья Филипповна бросается в объятья Рогожина, по сути приговаривая себя к смерти.

Истолкования, влияние на культуру

Настасья Филипповна была «виновата» в том, что из-за ее образа «Идиота» долгое время в России не позволяла ставить на сцене царская цензура: ее речи и поведение — это же «сплошной протест», по словам одного из цензоров. В эпоху Серебряного века образ роковой, демонической Настасьи Филипповны был весьма популярен, в нем видели некое откровение о сути женской души. Он остается соблазнителен для актрис и сейчас, при многочисленных инсценировках и экранизациях романа.

Ключевые цитаты

«В своей гордости она никогда не простит мне любви моей, — и мы оба погибнем».

«Знаешь ли, что женщина способна замучить человека жестокостями и насмешками и ни разу угрызения совести не почувствует, потому что про себя каждый раз будет думать, смотря на тебя: “Вот теперь я его измучаю до смерти, да зато потом ему любовью моей наверстаю...”»

«... он до того меня любит, что уже не мог не возненавидеть меня».

Настасья Филипповна: «В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя».

«Она очень расстроена и телом и душой, головой особенно».

«И как это любить двух? Двумя разными любвями какими-нибудь?»

«И будь я как ангел пред тобою невинен, ты все-таки терпеть меня не будешь, пока будешь думать, что она не тебя, а меня любит. Вот это ревность, стало быть, и есть».

Автор произведения:
Произведение: