персонажи произведения авторы О проекте

Владимир Андреевич Дубровский

Главный герой повести (романа) А. С. Пушкина «Дубровский», молодой дворянин, разоренный самодуром соседом и ушедший в разбойники, чтобы отомстить обидчику.

Медиа

«Дубровский — героическая посредственность?». Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.

Внешность

«Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие». Однако больше о внешности Владимира Дубровского нет ничего. Конечно, пребывание в свете и в гвардии отшлифовали его, сделали манеры непринужденными, европеизировали Дубровского, почему он так легко смог выдать себя за иностранца: «Сей учитель понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностию и простым обращением».

Характер

Характер Дубровского не слишком занимает Пушкина: это вполне обычный молодой дворянин его времени, военный (а потому физически крепок и отважен), средних способностей. У читателя складывается впечатление, что Владимир во многом плывет по воле событий. Решение сжечь родной дом вместе с приказными он принимает, лишь столкнувшись с кузнецом Архипом, который по видимости явился зарубить приказных. Кажется, крестьяне сами выбрали Дубровского в вожаки, а он интересуется только делом своего мщения и мечтает спасти Машу. В среде бунтовщиков Владимир совершенно случайное лицо.

История создания

Этот роман Пушкин задумал «для денег» (так считала А. А. Ахматова) и писал его, используя штампы бульварной литературы своего времени. Между тем сюжет о мщении за нанесенную обиду увлекал поэта нешуточно. К 1830-м годам Пушкин остепеняется, заводит семью. Для него, нечиновного дворянина средней руки, кровно важным представляется исследовать, насколько он может быть защищен как от бунта народа, так и от произвола властей и сильных мира сего. Вот почему черновики «Дубровского» соседствуют с черновиками «Капитанской дочки» и «Истории Пугачевского бунта». Пушкин опирается вполне на документ: на реальную историю некоего белорусского дворянина Островского (прототип Владимира Дубровского), а также на потрясшее русское общество в середине 1820-х гг. дело генерала Л. Д. Измайлова, который из самодурства и распущенности совершил ряд преступлений как против крепостных, так и против соседей дворян и чиновников (прототип Кирилы Петровича Троекурова). Над текстом «Дубровского» Пушкин работал в 1832—1833 гг., так его и не завершив.

Опубликованы написанные две части романа были лишь после смерти автора (в 1841 г.).

Сюжет

Двое друзей и соседей помещиков — богач Кирила Петрович Троекуров и бедный Андрей Гаврилович Дубровский — поссорились из-за хамства троекуровской дворни. Нашла коса на камень, и Троекуров из мести отсуживает имение Дубровского — тот сходит с ума и затем умирает. Из Петербурга приезжает его сын гвардейский корнет Владимир. Молодой Дубровский вовсе не бунтарь по натуре. Он готов следовать по наезженной колее: в Петербурге «будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Однако смерть отца и разорение перечеркнули эти планы. Владимир встает на тропу войны с обидчиками: Троекуровым и его приспешниками. Теперь он разбойник, он вне закона! Шайка из беглых его крестьян ему помогает. Для осуществления мести Владимир под видом француза гувернера Дефоржа проникает в дом Троекурова. Между ним и дочерью Троекурова Машей возникает любовь. Но Троекуров выдает 17-летнюю дочь за богатого пожилого князя Верейского. Дубровский нападает на карету новобрачных, чтобы освободить Машу. Однако та уже не может нарушить клятву, данную перед алтарем. Слишком юная и слишком красивая жена должна оставаться верной супружескому долгу — это заклятье недавно женившегося Пушкина и для своей судьбы!

История Дубровского не была закончена, как задумывал ее автор. Сохранился лишь план третьей части. Исследователи реконструировали замысел Пушкина так: после смерти князя Верейского Маша становится свободной. Из-за границы к ней является Владимир под видом англичанина. Кажется, ничто уже не препятствует их счастью. Но полиция тоже не дремлет! Владимира, возможно, разоблачают. А дальше что?.. Роман обрывается на самом интересном месте. Похоже, он завяз в патриархальном бездорожье нашенской жизни и как-то стал вдруг неинтересен его создателю. А возможно, Пушкин почувствовал: все, что он хотел, уже сказано, — роман завершился сам собой.

Истолкования, влияние на культуру

В. Г. Белинский невысоко оценивал образ Дубровского: «Мелодраматический персонаж, неспособный внушить симпатию». Ниже других сочинений Пушкина ставила «Дубровского» в целом и А. А. Ахматова. Очевидно, что романтический герой как таковой малоинтересен уже самому автору — Пушкина занимает социальный момент его повести: возможно ли скромному дворянину отстоять свое имение в условиях российской действительности, когда «кто смел, тот и съел», а «закон, что дышло…». Социальная защищенность представителя даже привилегированного слоя ставится автором под сомнение. В 1895 г. композитор Э. Ф. Направник представил публике оперу «Дубровский». Ария Владимира из нее «Итак, все кончено. Судьбой неумолимой…» стала самым популярным произведением композитора.

В раннее советское время «Дубровский» трактовался в духе «классовой борьбы» народа за свои права. Позже актуальной сделалась тема индивидуального протеста и бунта главного героя.

Ключевые цитаты

«Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

«…всякому приятно будет увидать один из способов, коими на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право».

Автор произведения:
Произведение: