Главный персонаж романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», молодой дворянин, следующий романтической моде эпохи, которая, как ни странно, хорошо легла на его реальный жизненный опыт; один из «лишних людей» русской литературной классики.
«Евгений Онегин». Фрагмент аудиокниги. Читает Владимир Самойлов
«Евгений Онегин — дитя мести?». Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко
«Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет».
Онегин следует моде и весьма ухожен, повинуясь привычкам светского человека.
Как ни странно, характер Онегина поддается истолкованию с некоторым трудом: слишком многое наслоилось в этом образе, пока поэт над романом работал. В сущности, это излюбленный Пушкиным характер «доброго малого», хорошего, но вполне ординарного человека, которого жизнь ставит в непростые обстоятельства. В начале романа Онегин всеми принят и всеми обласкан: «свет решил, // Что он умен и очень мил», потому что Евгений неглупый и тонкий, но именно обычный, ординарный человек. По инстинкту и затем по привычке он готов быть таким, каким хочет его видеть комфортная для него на сегодня среда. Однако не настолько Евгений сер, чтобы в среде полностью раствориться. То, что он пресыщается праздной светской жизнью, говорит о немалых душевных задатках. Да, следуя моде эпохи, Онегин легко надевает романтический плащ разочарованного. Но постепенно внешнее становится и его внутренним содержанием. Знакомясь с Онегиным ближе через его книги, Татьяна сперва открывает заурядность своего героя: «Слов модных полный лексикон // Уж не пародия ли он?» Конечно, Онегин — не романтический сверхчеловек, он именно «москвич в Гарольдовом плаще». Однако способность к жизни души, искренность («неподражательная странность») и ум делают его по-настоящему разочарованным и усталым, действительно одиноким («постылая свобода»). В конце — всему-то и всем он чужд. С годами из Евгения получается чисто романтический по контуру судьбы герой! Его ординарная неординарность проявляется в отношении к Татьяне. «Смиренной девочки любовь» Онегина трогает именно по-человечески, сердечно, «по-доброму», ведь он в душе добр («просто вы добры», — говорит ему одна дама). Однако необычную личность Евгений смог оценить в Татьяне лишь в привычном для себя и престижном облике великосветской красавицы. Что и даст ей право сгоряча и несправедливо упрекнуть его в… непорядочности. Нет, романтический «демон» оказался просто «добрым малым», но ему (и Татьяне) от этого не легче…
Пушкин начал писать «Евгения Онегина», чтобы отомстить не в меру желчному другу-недругу Александру Раевскому. Отомстить решил Раевскому по-своему — как только гений и может: обессмертить вполне обычного обидчика сатирой на него. Так роман и начинается — насмешливо, колко, зло. Со временем обида изгладится, а намерение перерастет в нечто большее. Хотя вряд ли Пушкин предполагал, что работать над романом в стихах он будет восемь лет (годы издания 1825—1833; без малого четверть всей жизни поэт положил на книгу!) и что этот текст станет в чем-то его собственным дневником. Работу над романом в стихах он сам назвал «подвигом». Роман состоит из 8 глав. Главу 9 Пушкин переработал в приложение к основному тексту, назвав его «Путешествие Онегина». Существуют фрагменты 10-й главы, уничтоженной автором по политическим соображениям, ее текст литературоведы пытаются хоть как-то восстановить. Впрочем, выдвигается и мнение, что эти фрагменты к роману отношения не имеют. Для своего романа Пушкин разработал специальную «онегинскую» строфу, которая при жесткой рифмовке сохраняет живость разговорной интонации. Сама идея «романа в стихах» навеяна модой на длинные лироэпические стихотворные тексты эпохи романтизма (например, у Дж. Байрона) и в перспективе закладывала основу перехода от романтизма к реализму.
Молодой столичный щеголь Евгений Онегин с «осьмнадцати лет» погружен в удовольствия большого света, но пресыщается ими. Обстоятельства вынуждают его выехать в деревню. У соседей Лариных он знакомится с одной из дочерей — Татьяной, которая в него влюбляется и пишет Онегину письмо. Она еще девочка, по его мнению. Ничего, кроме наставления быть осмотрительней, он дать Татьяне не может. Из-за пустой ссоры он дерется с другим соседом — Владимиром Ленским — на дуэли и убивает его. Затем, мучимый угрызениями совести, отправляется в путешествие. Вернувшись в столицу через три года, он встречает Татьяну уже замужней блестящей дамой. Теперь влюблен он, но Татьяна, сохранив чувство к Онегину, объясняет ему, что не может изменить супружескому долгу.
В «Евгении Онегине» Пушкин прощается с героем времени, каким виделся он нашим и европейским романтикам. Нет, как бы говорит поэт, это не демоническая личность, которая сеет вокруг хаос и разрушение. Такие есть, но не они определяют трагичность жизни. Трагедия заключена в самом обычном стечении обстоятельств, в подоплеке жизни самых обычных (вроде б) людей. Онегин стал вторым после Чацкого по времени «лишним человеком» в галерее образов русской литературы.
Прав был критик В. Г. Белинский: «Прежде всего в “Онегине” мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения “Евгений Онегин” есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица». И это дало ему право назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Как скучливую пресыщенную пустышку трактовал образ Онегина критик Д. И. Писарев (но и Татьяну в том же духе) в разгар революционного движения народников в середине 19 века. Лирическую линию романа воссоздал П. И. Чайковский в опере «Евгений Онегин» (1878 г.). В начале 20 века М. И. Цветаева отметила неувядающую злободневность романа и урок всем женщинам, преподанный сельской скромницей Таней Лариной: «У кого из народов — такая любовная героиня: смелая и достойная, влюбленная — и непреклонная, ясновидящая — и любящая! Ведь в отповеди Татьяны — ни тени мстительности».
В 21 веке Брэйн Даун (Д. Л. Быков) написал роман «Код Онегина» о поисках «пропавшей» главы пушкинского шедевра. В 2005 г. в подражание «Евгению Онегину» поэт и бард А. А. Дольский создал роман в стихах «Анна» из современной жизни. В 2015 г. состоялась премьера мюзикла «Онегин» А. В. Танонова и Г. А. Матвейчука.
«Имел он счастливый талант
Без принужденья, в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм».
«Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм…»
«Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать! Тоска, тоска!»
Татьяна:
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».