Героиня романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (1825–1833 гг.), скромная, но духовно значительная девушка из провинциальной дворянской семьи, ставшая блестящей дамой; по признанью автора, его «милый идеал».
«Евгений Онегин». Фрагмент аудиокниги. Читает Владимир Самойлов.
Татьяна бледна, темноволоса («бледный цвет и вид унылой»). Она «нетипична» для идеала красоты того времени. Характерная деталь ее наряда в облике великосветской дамы — «малиновый берет». Берет в 1820-е гг. — аксессуар модного тогда стиля в «средневековом» (романтическом, «вальтер-скоттовом») духе.
Еще в начале 19 века иностранцы, посещавшие Россию, отмечали: русских дворян занимают всякие пустяки, но их женщины порой прекрасны и глубоки. Дворянка в послепетровской России получала вполне сносное образование и воспитание, которые ее развивали как личность, но при этом ей не нужно было «гнуть спину», служить, делать карьеру. Ей легче было сохранить душевную цельность, склонность к рефлексии. Человечески она зачастую оказывалась сильнее и содержательней мужчины, который вроде бы доминировал в обществе. Собственно, этот парадокс русской жизни и разглядел Пушкин, увековечив его в образе Татьяны. Татьяна глубже и содержательнее Евгения. Она посещает его дом в деревне, читает его книги с пометами на полях и убеждается в этом: «Слов модных полный лексикон, // Уж не пародия ли он?» При этом она продолжает любить этого человека — хотя душевно переросла его. Замуж она выходит от отчаяния и под давлением родных. Встреча с Онегиным в Петербурге смущает усталый покой ее души. Но Татьяна слишком сильная натура, чтобы изменить себе — изменить слову, которое дала мужу.
Пушкин замыслил «Евгения Онегина» как месть неверному другу А. Раевскому. Но роман писался несколько лет, становясь отчасти лирическим дневником автора. За это время изменился и сам поэт, и жизнь вокруг. Семейство Лариных (а значит, и Татьяна) появляются во второй главе. Образ Татьяны показался настолько значительным читателям, что некоторые предлагали переименовать произведение, назвав его именем героини. Сам Пушкин называет ее своим «милым идеалом». Однако Татьяна все же играет вторую скрипку здесь, так как главная цель автора — создать образ типичного героя эпохи, Евгения. В процессе работы персонажи стали жить независимой от создателя жизнью. Так, известно признание Пушкина, что Татьяна «удрала с ним штуку», выйдя замуж за важного генерала. Среди прототипов Татьяны называют Н. Д. Фонвизину — жену декабриста М. А Фонвизина, а затем друга Пушкина и тоже декабриста И. И. Пущина (и Фонвизина, и Пущин на этом настаивали), а также М. Н. Раевскую — жену декабриста С. Г. Волконского. Впрочем, есть и другие претендентки на такую высокую литературную честь.
В имении бригадира Дмитрия Ларина жизнь течет патриархальная. Сам бригадир уже умер, всем заправляет его вдова, заправляет рачительно и тоже патриархально. У нее две дочери. Ольга считается красавицей, потому что румяна, белокура, голубоглаза, со всеми добродушно мила — расхожий идеал привлекательной девушки того времени. За Ольгой ухаживает сосед Владимир Ленский, кончивший университетский курс в Германии, поэт, но на самом деле человек, как и Ольга, вполне дюжинный. Однажды он привозит к Лариным своего приятеля Евгения Онегина. Онегин — столичная штучка, к тому же человек неглупый и воспитанный. Он производит огромное впечатление на другую дочь Лариной Татьяну. «Она в семье своей родной // Казалась девочкой чужой»: замкнутая, рассеянная. В простом окружении провинциальных помещиков, сплошь персонажей «Недоросля» Д. И. Фонвизина, Татьяна — белая ворона с этой врожденной своей духовностью, мы бы сказали: интеллигентностью. Она не в конфликте с окружающими, но вся отрада ее — прогулки и случайные книги, которые заносят в имение Лариных коробейники. Романы воспитали в Татьяне мечтательность, одиночество развило ум и наблюдательность. «Пора пришла, она влюбилась» — разумеется, в Онегина, который так похож на героя романа. Татьяна пишет ему письмо с признанием в любви — тогда неслыханный поступок для порядочной девушки. Онегина письмо трогает, он по-дружески советует Татьяне быть впредь осторожнее в чувствах. Татьяна воспринимает его «отповедь» как унижение и крушение своих надежд. Татьяне снится странный сон: медведь похищает ее, она оказывается в избушке наедине с Онегиным. Да, он остался в ее мечтах и после «отповеди»! В конце января Владимир Ленский привозит Онегина в дом Лариных: здесь празднуют именины Татьяны, «Татьянин день» (25 января по новому стилю). Евгений раздосадован вульгарным обществом местных помещиков, в которое «втравил» его Ленский, и решает побесить Владимира, начав ухаживать за Ольгой. Юный поэт вскипает от ревности и вызывает Онегина на дуэль. Несчастная, глупая эта дуэль состоится, и Онегин нечаянно убьет Ленского. Не в силах долее оставаться в этих местах, полных для него зловещего напоминания о трагедии, Онегин пускается в путешествие. Оно продлится три года. За это время выйдет замуж Ольга (недолго она горевала о Ленском), а Татьяна станет женой важного столичного генерала князя N. («толстый этот генерал»). Вернувшись в Петербург, Онегин на первом же великосветском рауте видит Татьяну. Теперь она знатная дама, рафинированная аристократка, но сохранившая простоту и естественность «прежней Тани». За это она всем мила, всеми любима даже в суровом на приговоры и привередливом высшем свете. Онегин влюбляется в нее, теперь уже он пишет ей признательное письмо. Утром он является к Татьяне. Онегин застает Татьяну с его письмом в руке и в слезах. Сперва Татьяна упрекает Онегина в том, что он не оценил когда-то «смиренной девочки любовь», а теперь из тщеславия, подвергая ее опасности, преследует даму, чей «позор всеми б был заметен». Но затем Татьяна признается, что продолжает его любить — возможно, как память о своей юности, о покинутой навсегда ею и дорогой сердцу жизни «в глуши забытого селенья». Но нарушить клятву верности мужу Татьяна не в силах.
Детально разобрал образ Татьяны и историю ее отношений с Онегиным В. Г. Белинский в статье «Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая». Для передовой критики середины 19 века образ Татьяны, замкнутой в кругу личных переживаний, казался неактуальным, мелковатым, устаревшим (мнение Д. И. Писарева в статье; «Пушкин и Белинский. Статья первая. «Евгений Онегин»). М. И. Цветаева через сто лет после Пушкина отметила в очерке «Мой Пушкин» неувядающую злободневность романа и урок всем женщинам, преподанный сельской скромницей Таней Лариной: «У кого из народов — такая любовная героиня: смелая и достойная, влюбленная — и непреклонная, ясновидящая — и любящая! Ведь в отповеди Татьяны — ни тени мстительности. Потому и получается полнота возмездия, поэтому-то Онегин и стоит “как громом пораженный”». Сюжет пушкинского романа стал основой знаменитой оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (1877—1878 гг.).
«А мне, Онегин, пышность эта, // Постылой жизни мишура, // Мои успехи в вихре света, // Мой модный дом и вечера, // Что в них? Сейчас отдать я рада // Всю эту ветошь маскарада, // Весь этот блеск, и шум и чад // За полку книг, за дикий сад, // За наше бедное жилище, // За те места, где в первый раз, // Онегин, видела я вас…
Я вас люблю (к чему лукавить?), // Но я другому отдана; // Я буду век ему верна».