персонажи произведения авторы О проекте

Германн

Главный герой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», военный инженер, готовый на всё ради огромного выигрыша в карты.

Медиа

«Пиковая дама». Фрагмент аудиокниги. Читает Александр Клюквин.

Внешность

В этом скромном офицере заключен дух Наполеона, готового по трупам рвануть к своей цели: внешнее сходство Германна с Бонапартом Пушкин дважды подчеркивает. То есть, и во внешности своей Германн — герой эпохи.

Характер

До сих пор филологи спорят, Германн — это имя или фамилия? Зато трактуют его характер вполне единодушно, вслед за автором. Германн — рассудочен и страстен одновременно. Деньги — вот его божество. Из-за них он, внешне тихий и такой осторожный, может пойти на преступление. Только деньги, по убеждению Германна, сделают его независимым. Он прежде всего индивидуалист (в духе наступившей буржуазной эпохи), но для самоутверждения ему нужна материальная основа. Универсальность своего героя Пушкин подчеркивает его мечтами, которые не знают ни земных границ, ни нравственных преград. Трагизм ситуации осложняется тем, что на преступление Германн идет, преследуя цель пустую, призрачную. Графиня прямо ему говорит: история о трех беспроигрышных картах — шутка. Но то, что для богатой избалованной дамы — шутка, для него вопрос жизни и смерти. Или уж, во всяком случае, смысла жизни. Поэтому-то Германн и совершает кряду три преступления (которые ему напророчил один из персонажей): а) обманывает Лизавету Ивановну; б) делает ее невольной соучастницей преступления и в) становится причиной смерти графини.

История создания

Один из знакомых рассказал Пушкину, что сумел отыграться, поставив на те карты, которые обладали как бы магической силой. Секрет этот передала ему бабка княгиня Н. П. Голицына, а его она узнала от знаменитого авантюриста 18 века графа де Сен-Жермена. Мистический сюжет увлек Пушкина, который был человеком весьма суеверным. Тема рока, фатума занимала поэта. Осенью 1833 г. в Болдине, вероятно, и была написана эта повесть. У нее есть свой исторический фон. После разгрома восстания декабристов 1830-е годы стали временем повального увлечения карточной игрой. Прихлопнутые очередным политическим заморозком люди искали выход эмоциям, некую свободу быть собой в узком пространстве дозволенной властями азартной погони за удачей. Сюжетам о картах отдали дань и М. Ю. Лермонтов («Штосс», «Маскарад»). и Н. В. Гоголь («Игроки»).

Сюжет

Небогатый военный инженер Германн никогда не играет в карты, но явно озабочен маниакальной мечтой о выигрыше. Приятель рассказывает ему о секрете беспроигрышной ставки, которым якобы владеет старуха графиня Томская. Чтобы проникнуть к ней в дом, Германн обольщает воспитанницу графини Елизавету Ивановну. Погибшая по вине Германна старуха является во сне ему и раскрывает секрет. Сперва Германн выиграл, но затем проигрался в дым, «обдернувшись»: вместо туза в его руках оказалась пиковая дама. Германн теряет рассудок, Лиза выходит замуж.

Истолкования, влияние на культуру

«Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку, туза», — с удовольствием отмечал поэт по выходе повести к читателям в апреле 1834 г. Критики считают эту повесть самым совершенным его творением в прозе. «Изложить её вкратце невозможно: это шедевр сжатости. Как и “Повести Белкина”, это произведение чистого искусства, занимательное только как целое. По силе воображения она превосходит все, что написал Пушкин в прозе: по напряженности она похожа на сжатую пружину», — писал выдающийся критик первой трети 20 века князь Д. П. Святополк-Мирский. Повестью восхищался весь 19 век и начало 20-го (тогда, в эпоху декаданса, особенно). Это первое произведение Пушкина, перевод которого снискал успех у западной публики. На французский язык ее перевели такие классики литературы, как П. Мериме и А. Жид. В 1864 г. оперу на пушкинский сюжет написал известный австрийский композитор Ф. фон Зуппе. По-своему, в лирическом и трагическом ключе, интерпретирован сюжет «Пиковой дамы» в великой одноименной опере П. И. Чайковского (1890 г.)

Быть может, «Пиковая дама» — самое современное произведение Пушкина, ибо оно о духе и нашего времени. Не так уж важно, в карты вы играете, на бирже или теребите джойстик. Важно, что вами владеет дух игры, азартная погоня за выигрышем, «фортуной». Это дух буржуазного века, который предоставляет вроде бы всем равные возможности «схлопотать удачу». Текст Пушкина содержит свои загадки. Например, многие критики полагают, что призрак графини посетил Германна и открыл ему три карты вследствие того, что герой попросту «перебрал» накануне. Но это не так: призрак явился к нему не во сне и не в бреду, а очень даже на свежую голову. Германн умудрился после проверить замки на дверях и аккуратно записал эпизод вторжения призрака! Этим сложнейшим перетеканием яви и нави восхищался Ф. М. Достоевский: «Прочтя ее (повесть. — В. Б.), Вы не знаете, как решить: вышло ли это видение из природы Германна, или он действительно один из тех, которые соприкоснулись с другим миром, злых и враждебных человечеству духов».

Ключевые цитаты

«— Вы чудовище! — сказала наконец Лизавета Ивановна».

«В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…

— Старуха! — закричал он в ужасе».

Автор произведения:
Произведение: