Фр. Figaro. Персонаж трех пьес П. О. Карона де Бомарше, живой, веселый и остроумный ловкач и пройдоха из низов, который умеет отстоять свой интерес и свою честь.
«Безумный день, или Женитьба Фигаро». Фрагмент радиоспектакля. В роли Фигаро — Андрей Миронов.
Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.
Это подвижный симпатичный парень, одетый так, как одевались махо — люмпены из простонародья — в те годы. Образец этой элегантности — костюм тореадора. Короткая куртка с рукавами получила название по имени героя Бомарше — фигаро.
Ловкий слуга, который помогает хозяину добиться успеха в любви, — персонаж еще античной комедии. Однако Бомарше делает из него не общее место, некую традиционную «маску», а живой, «жизненный» характер, в первую очередь, потому, что наделяет Фигаро своими собственными чертами. Фигаро — альтер эго автора. Бомарше был такой же неутомимый остроумец, предприимчивый авантюрист с железной деловой хваткой, с превосходным знанием людей. Фигаро прошел суровую школу жизни. Он внебрачный сын дона Бартоло и служанки Марселины. В шесть лет его украли цыгане — и началось его плавание по волнам жизни. Он перепробовал массу профессий, от брадобрея до журналиста, от экономиста до камердинера, сидел в тюрьме. При всей своей ловкости ощутимого социального успеха он так и не добился, так и остался, по сути, люмпеном, что естественно для человека безродного в жестко сословном обществе. В этой череде приключений-непрух Фигаро выручает то, что он от природы весел, жизнерадостен, остроумен и порой едко ироничен, то есть, духом свободен. Вопреки суровой судьбе Фигаро всегда оказывается на плаву. Это свободный предприниматель по сути своей, плоть от плоти тогдашнего третьего сословия.
Фигаро — сквозной главный персонаж трех пьес Бомарше. В первой («Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», 1773 г.) это разбитной малый, который помогает графу Альмавиве соединиться с красавицей Розиной. Во второй («Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1778 г.) он слуга все того же графа и смело отстаивает свое право на счастье со служанкой Сюзанной. В третьей («Виновная (переводят и Преступная) мать, или Второй Тартюф», 1792 г.) постаревший Фигаро вываживает из дома графа затесавшегося туда ханжу и рвача. Посетив в 1764 году Испанию, Бомарше напитался местным колоритом, так что его Фигаро вполне смахивает на пикаро (плута) испанской литературы и на махо (люмпена) с улиц тогдашней Испании. Однако само время наполнило образ (особенно во второй пьесе) революционным содержанием, которое было еще довольно чуждо верному слуге (и шпиону) короля Карону де Бомарше.
В «Севильском цирюльнике» потрепанный жизнью, но неунывающий Фигаро встречает молодого графа Альмавиву, влюбленного в красавицу Розину. Но соединиться влюбленным мешает опекун Розины дон Бартоло, который сам хочет жениться на богатой невесте. Веселое хитроумие Фигаро помогает графу и Розине стать мужем и женой. В «Женитьбе Фигаро» главный герой хочет сам жениться на служанке графини Розины Сюзанне, но граф Альмавива пытается этому воспрепятствовать, так как неравнодушен к прелестям Сюзон. Фигаро борется за свое право на счастье и за свою честь — и с честью выходит из этого жизненного испытания. В «Виновной матери» (которая, кстати, не комедия, а драма, а действие перенесено в революционный Париж) уже постаревший Фигаро выводит на чистую воду Бежара (Бежарса) — ханжу и пройдоху ирландца.
Автор духовно и социально рос вместе со своим героем. «Севильский цирюльник» принес ему литературную славу. «Женитьба Фигаро» — сперва одни неприятности. Запрещая эту комедию, Людовик XVI изрек: «Чтобы ее поставить, нужно сперва разрушить Бастилию!» Королевский запрет продержался шесть лет (1778–1784 гг.), хотя за комедию заступалась сама королева Мария-Антуанетта и ее жаждала поставить в России (чтобы раньше Парижа!) Екатерина Великая. Премьера наконец-то разрешенной пьесы вылилась в еще невиданный в истории мирового театра триумф. Вся знать валом валила на спектакль, хотя революционный смысл пьесы (плебей ставит на место зарвавшегося аристократа) был ясен всем и в предреволюционной ситуации резонанс от дерзкой комедии только усиливался. Знаменитая балерина Мари-Мадлен Гимар иронично заметила по этому поводу: «Никогда бы не подумала, что это так забавно — смотреть, как тебя заочно вешают». «Революцией уже в действии» назвал «Женитьбу Фигаро» Наполеон Бонапарт. «Виновная мать» считается творческой неудачей уставшего от революционных передряг и постаревшего Бомарше. В России образ Фигаро особенно полюбился А. С. Пушкину. Вся трилогия получила и музыкальное воплощение: «Севильский цирюльник Дж. Паизиелло (1782 г. ) и Дж. Россини (1816 г.), «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (1786 г.), «Виновная мать» Д. Мийо (1964 г.). Образ Фигаро использован в опере Дж. Корильяно «Призраки Версаля» (1987 г.).
«Задумать какое-нибудь опасное предприятие — это не штука, надо суметь все проделать безнаказанно и добиться успеха».
«С умом, и вдруг — продвинуться? Шутить изволите, ваше сиятельство. Раболепная посредственность — вот кто всего добивается».
«…стараться важностью цели оправдать убожество средств. Вот вам и вся политика».
Имеется в виду собственно Испания и ее колонии.]…»