персонажи произведения авторы О проекте

Мастер

Главный герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928–1940 гг.). Историк по образованию, он получил возможность осуществить мечту своей жизни — написать роман по мотивам событий Евангелия. Он хранитель гуманитарной (и шире — гуманистической) традиции, которая в России 20 века была нарушена революцией. В определенной мере альтер эго автора.

Медиа

Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.

Внешность

В главе «Явление героя» в палату к Ивану Бездомному входит «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами… человек лет примерно тридцати восьми». Из одежды Мастера в романе упоминается черная шапочка с вышитой Маргаритой буквой «М». В финале романа мы видим заросшего бородой испуганно озирающегося человека, которого за руку ведет Маргарита. Кстати, в романе «мастер» пишется с маленькой буквы.

Характер

Мастер — настоящий интеллигент старой, дореволюционной чеканки, сочетающий в себе высокую образованность (впрочем, образован и Берлиоз), духовные запросы и душевную утонченность. Человек знания, он в то же время и творец, и личность, которая может испытывать и внушить глубокое чувство. Но человек он крайне ранимый: травля в газетах, поднятая против его произведения, повергает Мастера в отчаяние и заставляет уничтожить дело его жизни — «роман о Понтии Пилате». Что ж, Мастер отлично знает: в ту эпоху вслед за шельмованием в печати следовал обычно арест, следствие, процесс и приговор. И все же высшими силами его поступок расценивается как малодушие, поэтому в качестве воздаяния Мастер получает не свет, а покой — жизнь с любимой в доме, окруженном цветущим садом, в котором звучит светлая музыка Ф. Шуберта.

История создания

Образ автора «романа о Понтии Пилате» не сразу появился в черновиках Булгакова. Сперва писатель больше внимания уделял мистической и сатирической линии романа. Само название «Мастер и Маргарита» утвердилось лишь в 1937 году, подчеркнув центральное место в произведении образов Мастера и его возлюбленной. М. О. Чудакова считала, что образ Мастера — альтер эго автора, хотя кое-что для него Булгаков взял из биографии и облика самого «мистического» русского классика — Н. В. Гоголя. Впрочем, какие-то факты биографий обоих писателей совпадали. Так, Мастер сжигает свой роман — как сжег первоначальный вариант романа в 1930 г. Булгаков, как сжег второй том «Мертвых душ» Гоголь. Во втором варианте текста, над которым автор начал работать в 1932 г., все еще нет Мастера и Маргариты. Лишь через два года появляются эти персонажи в черновиках, и вместе с ними усиливается лирическая линия произведения. В ходе долгой работы над книгой образ Мастера менялся. Сперва автор называл его Поэтом, затем Фаустом и только потом Мастером. Менялся внешний облик Мастера: упоминался то рыжеватый клок волос, то Мастер делался бритым блондином с острым птичьим носом. Кроме себя и Гоголя Булгаков использовал в качестве прототипов (отчасти) черты М. Горького и философа и антиковеда А. Ф. Лосева (например, деталь — его черную шапочку, которая монаху в миру Лосеву служила скуфьей).

Сюжет

Мастер не сразу появляется в романе, но значение его подчеркивается названием главы: «Явление героя». Он является Ивану Бездомному, заключенному в клинику Стравинского. Мастера и Ивана можно было бы назвать антиподами, но пережитое в ходе погони за Воландом потрясение делает Ивана другим, более внимательным и чутким — и готовым воспринять то, что расскажет ему Мастер. Тот и поведал Ивану свою историю. Мастер историк по образованию. Выиграв сто тысяч в лотерею, он бросил свою работу в каком-то музее, накупил нужных книг и засел за писание «романа о Понтии Пилате». Это было мечтой всей его жизни. Однажды он встретил прекрасную печальную женщину — они влюбились друг в друга. Так в жизнь Мастера вошла Маргарита. Она всячески поддерживала его в работе над романом. Но вот роман завершен, Мастер относит его в редакцию. Редактор ведет себя странно: конфузится и отводит глаза, а печатать роман отказывается. Зато началась «проработка» некоего «богомаза» в советской печати и призывы «крепко ударить по пилатчине». Мастер почувствовал нависшую над ним опасность и в минуту отчаяния сжег рукопись своего произведения. Вскоре за ним пришли — он оказался под следствием, а затем в клинике Стравинского. Покидая Москву, Воланд забирает Мастера с собой — так Мастер соединяется с Маргаритой. В качестве воздаяния их ждет безмятежное существование в доме посреди цветущего сада.

Истолкования, влияние на культуру

Место и значение образа Мастера определено самим словом «Мастер». Почему у него нет имени? Вероятно, потому, что свое имя Булгаков дать персонажу не мог (создатель и герой все же не совпадают), а любое постороннее имя звучало бы для уха автора фальшиво: образ перенасыщен лирическим содержанием. Но почему Мастер, а не как сначала было задумано — не Поэт и не Фауст? Ответ заключен в самой композиции романа. События с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом даны не только как отрывки из романа Мастера, но, в первую очередь, как реально случившиеся. Именно так рассказывает о допросе Иешуа Воланд; вне контекста написанного Мастером романа, как реальное событие сцена казни Иешуа снится Ивану Бездомному. Мастер, таким образом, выступает в произведении ретранслятором, неким визионером, которому дано (поручено) письменно запечатлеть случившиеся две тысячи лет назад события. Он не Поэт, предающийся полету собственного воображения, и не Фауст, что ищет истину лично для себя, — он именно контактёр, провидец, ему открыто прошлое и высшими силами поручено запечатлеть истину об Иешуа, ту самую истину, которую не смог увековечить первый евангелист Левий Матвей. Исследователи указывают и на старинное значение слова «мастер»: на Руси так называли учителя, преподававшего грамоту по церковным книгам, знатока евангельских текстов. Мастер выступает наставником для Ивана Бездомного, в корне меняя его жизнь. Он же предлагает читателю свое видение и истолкование евангельской истории. Кроме того, без истории Мастера и его возлюбленной роман потерял бы многое из своего обаяния: лиризм, связь с современностью, стал бы лишь мистико-сатирическим текстом. Мастер — необходимое звено, соединяющее прошлое (евангельские сцены) и настоящее (Москву 1930-х гг.), земные страдания людей и воздаяние за них после смерти. Да, образ Мастера — главный в произведении, на него замыкается весь роман Булгакова.

Интересно, что некоторые религиозно настроенные читатели истолковывают финал романа как наказание Мастера: он отдан в руки Маргариты, ставшей ведьмой, при этом сам лишен уже возможности творить (что, кстати, неточно: ведь в домике у Мастера будут свечи и очиненные гусиные перья — орудия для писания). Воланд награждает Мастера по просьбе Иешуа покоем, но награждает, как это и положено сатане, — якобы криво, так что трудно понять, награда это или наказание. И все же, по нашему мнению, текст романа предполагает гораздо более добродушное и благодарное отношение к Воланду — недаром эти знаменитые слова из Гетева «Фауста» стали эпиграфом к книге: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Ключевые цитаты

«Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»

«Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что удирать мне некуда».

«Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик».

«Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал».

«Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы».

Автор произведения:
Произведение: