Он же Иван Николаевич Понырёв. Персонаж романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (дата написания 1928–1940 гг.), молодой «пролетарский» поэт, невежественный и агрессивный. Встреча с Воландом и Мастером переродила его в мыслящего и культурного человека.
Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.
Иван — «плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках». Одет Иванушка подчеркнуто молодежно-небрежно: он, «задира-поэт» из советского МАССОЛИТа, выше моды и «буржуйской» заботы о приличном внешнем виде. В начале романа ему 23 года. В финале — 30 с небольшим.
В начале романа Иван Бездомный — «типичный» представитель первого советского поколения: крайне невежественный (годы учебы пришлись на разруху после Гражданской войны), грубый и активно — агрессивно! — реагирующий на все чужое и непонятное. Однако он открыт новым впечатлениям и очень искренен, и это залог его будущего преображения. Так, Иван верит в существование Христа, да и Пилат для него — вовсе не персонаж из книжки, а реальный человек. Простодушие отличает Ивана от скептика и равнодушного человека Берлиоза. В сущности, Иван — наивный продукт эпохи, продукт советского воспитания. Под влиянием встречи с Мастером он становится человеком, приобщенным к культуре и знанию.
В череде персонажей романа образ юноши, «перевоспитавшегося» под влиянием пережитых событий и встреч, — один из центральных. Во время, когда Булгаков писал свою книгу, в СССР утвердился культ молодости и молодежи — первого чисто советского поколения людей, сформировавшихся уже при Советской власти. На них официальная пропаганда делала ставку как на главную силу в деле строительства нового общества. Тем важнее было автору показать реальное лицо молодого героя эпохи. И он его показал в образе «поэта-забияки» Ивана Бездомного. Прототипами образа стали поэты: очень популярный в то время «комсомольский» поэт А. И. Безыменский, представитель круга С. Есенина Иван Приблудный (Я. П. Овчаренко), Демьян Бедный (Е. А. Придворов), известный в том числе антирелигиозными стихами. Для переродившегося в культурного профессора И. Н. Понырёва Ивана Бездомного «позировали» историк философии и литературовед П. С. Попов и киносценарист С. А. Ермолинский, впоследствии соавтор сценариев популярных фильмов «Друг мой, Колька!» (1961 г.) и «Неуловимые мстители» (1966 г.). Прототипы в литературе: Стентон из романа Ч. Метьюрина «Мельмот Скиталец» (дата первого издания 1820 г.) и Студент из трагедии И. В. Гете «Фауст» (1774–1831 гг.). По некоторым сведениям, псевдонимом «Бездомный» пользовался сам М. А. Булгаков во время своей работы в газете «Гудок».
Жарким весенним вечером в сквере на Патриарших прудах коротают время двое. Один — председатель правления литературной ассоциации МАССОЛИТ советский интеллектуал Михаил Александрович Берлиоз, другой — молодой поэт Иван Бездомный. Иван подвизался написать разоблачительную поэму об Иисусе Христе. Он ее и пишет, хотя даже Евангелия не читал. Христос предстает у него живым человеком, но это не устраивает Берлиоза, который считает политически верным изобразить Христа как персонажа мифа, ничего общего не имеющего с реальной жизнью. В беседу вступает странного вида господин, вероятно, иностранец. Это Воланд. Он спорит с атеистом Берлиозом: бог есть, а сам Берлиоз уже обречен погибнуть сегодня. Затем он рассказывает об Иешуа Га-Ноцри — о Христе, — которого допрашивает прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Бездомный и Берлиоз сперва подозревают в Воланде шпиона, затем сумасшедшего. В итоге Берлиоз идет позвонить в бюро иностранцев насчет подозрительного типа. Но по дороге он погибает под колесом трамвая. Иван бросается в погоню за предсказавшим эту смерть Воландом, но попадает сперва в чью-то квартиру, затем пытается охолонуться в Москва-реке, однако после купания обнаруживает, что одежду его украли. Кое-как одевшись в обноски, он отправляется поискать иностранца «у Грибоедова» — в ресторан МАССОЛИТа. Здесь он пытается искать иностранца, но в результате происходит жуткий скандал, и Бездомного как невменяемого помещают в психиатрическую лечебницу, в клинику профессора Стравинского. Здесь он встречается с Мастером — странным мужчиной, который поведал Бездомному свою историю. Он писатель, выиграл как-то сто тысяч рублей и засел за роман о Понтии Пилате. Мастер встретил также свою возлюбленную — Маргариту. Но роман ошельмовали, автор уничтожил его и стал сходить с ума. Его помещают в лечебницу Стравинского. Сюда же поступают и некоторые жертвы проделок Воланда и его свиты. Бездомному снится продолжение истории о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри — сцена казни последнего. Иван Бездомный бросает писать стихи, учится. В «Эпилоге» мы видим его профессором — сотрудником Института истории и философии. Каждое полнолуние он чувствует большое беспокойство, и его посещает видение: лунная дорога, на которую поднимаются человек в белом плаще с кровавым подбоем (Понтий Пилат) и с ним Иешуа Га-Ноцри.
«— Ведь казни не было? — говорит человек в плаще. — Молю, скажи!
— Конечно, не было, — отвечает спутник, и глаза его улыбаются».
Иван видит также красавицу Маргариту и Мастера. Наутро он просыпается спокойным и здоровым.
Как ни странно, вокруг образа «простака» Иванушки Бездомного ведутся довольно острые споры по сей день. Иные считают его чуть ли не главным персонажем романа: этот образ открывает и завершает повествование, он — тот, кого события книги преображают, «перевоспитывают». То есть все происходящее совершается как бы ради него — юный Иван Бездомный олицетворяет иное, не слишком-то и советское будущее страны. Но есть и другое мнение. Семь лет, за которые дремучий Иван Бездомный становится профессором И. Н. Понырёвым, — слишком маленький срок, чтобы стать настоящим ученым. И значит, невзирая на профессорское звание, он пока полузнайка и всего лишь работник пропаганды. Однако если учесть характер тогдашней советской пропаганды — напористый, грубый, жесткий, — ей больше бы подошел прежний Иван Бездомный… Нет, эволюция этого персонажа для авторского замысла принципиально важна. Из человека-винтика, орудия, средства для строительства нового общества (таковыми полагали себя, и не без гордости, многие люди круга и возраста поэта Ивана Бездомного) он преобразуется в личность с глубокой внутренней жизнью.
«Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!»
«Милиция? Милиция? Товарищ дежурный, распорядитесь сейчас же, чтобы выслали пять мотоциклетов с пулеметами для поимки иностранного консультанта. Что? Заезжайте за мною, я с вами поеду... Говорит поэт Бездомный из сумасшедшего дома... Как ваш адрес? Вы слушаете? Алло!... Безобразие!»
« — …Хороши ваши стихи, скажите сами?
То, что стихи двух прототипов Ивана — Д. Бедного и А. Безыменского — невысокого качества, считали и их современники.]! — вдруг смело и откровенно произнес Иван.
— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.
— Обещаю и клянусь! — торжественно произнес Иван».