персонажи произведения авторы О проекте

Бориска (Борис Алексеевич) Гориков

Главный герой повести А. П. Гайдара «Школа» (1929 г.), простой школьник, ставший красноармейцем, участник Гражданской войны.

Медиа

«Три войны подростка Горикова». Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко

Внешность

Так как Бориска в повести — рассказчик, детального описания его внешности нет. Чтобы представить Горикова, нам стоит посмотреть на портрет Гайдара времени Гражданской войны.

Характер

Бориска рос, как трава при дороге: матери некогда было им особенно заниматься. В школе он числится разгильдяем. Но друзья у него — ребята по-своему неординарные, что и о нем говорит как о личности яркой. Он романтичен, развернувшаяся в 1917 г. политическая борьба увлекает его, прежде всего эмоционально. Однако романтика Гражданской войны идет рука об руку с самым жестоким реализмом: беспечность Горикова приводит к гибели товарища, а героический вроде как красный командир Федя Сырцов, к которому так тянет Горикова, оказывается с гнильцой. Главная черта Горикова — честность перед собой, душевная чистота, которая помогает ему извлекать правильные уроки из страшного военного опыта и меняться к лучшему.

История создания

Замысел повести относится к 1923—1924 гг., а к написанию Гайдар приступил лишь в 1928 г. Первоначальное название вещи — «Обыкновенная биография» — подчеркивало, что при всех совпадениях с фактами своей собственной биографии Гайдар задумал образ героя как обобщающий, типичный для его времени и поколения.

Сюжет

Действие повести начинается в 1916 г., завершается в конце1918-го. Главный герой Бориска Гориков на протяжении трехсот страниц проживает как бы три эпохи своей жизни. Сперва это ученик реального училища города Арзамаса, и игры у него вполне пока детские в мире сонного захолустного «царизма». Мечтает же Гориков стать матросом и повидать мир. Начинается Первая мировая война, отец Бориски школьный учитель Алексей отправляется на фронт. Бориска считает отца героем, и вообще он сперва находится под влиянием псевдопатриотического угара. Но вот отец является с фронта, да еще самовольно: он дезертир. В училище все отворачиваются от Бориски. И он, и его отец теперь — изгои, зато Алексей открывает сыну глаза на правду: война идет несправедливая, солдаты не хотят воевать, царский режим преступен, устройство российской жизни несправедливо. В руки к Бориске попадает настоящий маузер. История окунает Бориску в щелочь и кислоту жестоких проблем: отец арестован, его расстреляют уже в дни февральской революции. Рушится старый мир, и перед нами Бориска — новый человек, мечущийся среди хаоса событий, идей, впечатлений. Он вовлекается в революционную борьбу, выполняет поручения большевиков. Самая интересная часть повести — третья, «Фронт». 15-летний Гориков убегает на фронт Гражданской войны, прибивается к отряду красных. Его опекает опытный красноармеец Чубук. Здесь для Бориски наступает настоящая школа мужества. Случайная встреча оборачивается смертельной схваткой, боевое товарищество — собственным предательством невзначай: по его вине Чубук погибает, думая перед смертью, что Гориков сознательно предал его. Это тяжким грузом ложится на совесть Бориски. В итоге Борис Гориков, который был как бы «сыном полка», делается почти изгоем среди однополчан. Захватывающие приключения здесь — каждое со своим очень сложным смыслом, выводом, который не всегда удается сделать верным и вовремя. Это школа гражданской войны, курс обучения в которой оплачен кровью и жизнью. В конце повести мы видим третьего, возмужавшего Горикова, но его вступление в партию не есть жест прощения за прошлые проступки, этим он лишь подписывается на продолжение экзамена на мужество.

Истолкования, влияние на культуру

Для поколения Гайдара и для советских подростков «Школа» стала повестью о том, как можно (и нужно) стать героем революции. Но когда романтический ореол вокруг Гражданской войны в сознании советских людей поблек, прозвучали обвинения автора в неоправданной жестокости, которую проявил он в те годы (и не рассказал об этом в своей повести). До сих пор историки спорят, каким был на фронтах Гражданской войны Аркадий Голиков (настоящая фамилия Гайдара): беззаветным бойцом или кровавым палачом? Стать командиром полка в 17 лет — у кого голова не закружится, кто не оступится тысячу раз при этом?.. Современный писатель Мих. Елизаров защищает Гайдара. В своем этюде о Гайдаре он не только довольно убедительно возражает обвинителям своего героя, но и делает вывод из всего его творчества: «Стоя на страже впечатлительной детской души, он просто учил жить так, чтобы не бояться смерти… Буквенно-генетический код всех гайдаровских текстов: “Не бойся!”» (Михаил Елизаров «На страже детской души». Подробнее см. в кн.: «Литературная матрица. Советская Атлантида»).

Ключевые цитаты

«Точно очистки картофеля под острым ножом, вылетала вся шелуха, которой до сих пор была забита моя голова».

«А теперь было уже не так. Теперь атмосфера разбушевавшейся ненависти, рассказы о прошлом, которого я не знал, неотплаченные обиды, накопленные веками, разожгли постепенно и меня; как горящие уголья раскаляют случайно попавший в золу железный гвоздь. И через эту глубокую чужую ненависть далекие огни “светлого царства социализма” засияли еще заманчивее и ярче».

«Из-за куста, в десяти шагах в стороне, на меня пристально смотрели глаза притаившегося там человека. Человек этот не был, очевидно, хозяином хутора, потому что сам спрятался за ветки и следил за двором. Так поглядели мы один на другого внимательно, настороженно, как два хищника, встретившихся на охоте за одной и той же добычей. Потом по молчаливому соглашению завернули подальше в чащу и подошли один к другому».

«И страшно стало мне, пятнадцатилетнему мальчугану, в чёрном лесу рядом с по-настоящему убитым мною человеком…»

Автор произведения:
Произведение: