Главный персонаж комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», молодой вертопрах, принятый в уездном городе за важное лицо.
«Ревизор». Фрагмент аудиоспектакля. В роли Хлестакова — Дмитрий Филимонов.
«Хлестаков, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький… Одет по моде» («Замечания для господ актёров»).
«…Несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет» («Замечания для господ актёров»). «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым», — заметил Н. В. Гоголь. Хлестаков «лишен всякого ядра; он тот, кого из него хотят сделать. Трусость городничего и боязнь возмездия превращают Хлестакова в ревизора. Хотят, чтобы он беспросветно лгал, он лжет беспросветно и вдохновенно. Анна Андреевна (жена городничего. — В. Б.) и её дочь делают его ловеласом, женихом. Осип увозит его из города. Он во всем подчиняется» (А. К. Воронский). Однако образ этот не так прост для истолкования. Что за черт сидит в этом самом «препустейшем» Хлестакове? Ведь можно увидеть в нем… пародию на поэта, в котором вдохновение загорается, будто лампочка — от внешнего воздействия, от встречи с любой темой. «Уж не пародия ли он» (отчасти) аж на самого Пушкина, который был одним из авторов сюжета «ревизора поневоле»?!.. Тем более, что литературоведы находят немалые аллюзии в бредовых россказнях Хлестакова с фактами из жизни Пушкина… А кто-то (и не раз это было!) увидел в Хлестакове самого дьявола, который играет, «водит» всю уездную камарилью — чтобы бог (в лице настоящего ревизора) в конце покарал порок внезапно и показательно…
Считается, что сюжет комедии «Ревизор» подсказал автору А. С. Пушкин, которого не раз принимали в провинции за важное лицо. Этот сюжет, впрочем, был популярен и раньше. Гоголь работал над комедией в 1835 г. (В 1842 г. сделал вторую редакцию «Ревизора».) Премьера в Санкт-Петербурге в присутствии царя состоялась 19 апреля (1 мая) 1836 г. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем», — делился замыслом Гоголь.
В уездном городке проездом оказывается мелкий столичный чиновник Иван Александрович Хлестаков. Страшащийся ревизии городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский и его вдрызг коррумпированное окружение принимают Хлестакова за ревизора, всячески обхаживают его и ублажают. Пользуясь ситуацией, Хлестаков занимает у них денег и сватается к дочери городничего. Он уезжает героем, семья городничего в предвкушении удовольствий вельможной жизни в Петербурге, но вдруг выясняется правда. В довершение всего настоящий прибывший ревизор вызывает Сквозник-Дмухановского для отчета.
Комедия повергла первых зрителей в замешательство: в зале лишь сам Николай I покатывался со смеху (умный был человек!), но и он после сказал: «Всем досталось в ней, а мне больше других!» Сановники рангом пониже — да что там: все продернутые автором сословия — обиделись до такой степени, что во время московской премьеры занавес опустился при абсолютной тишине: публика молчала, ведь царя, подававшего в Питере знак аплодировать, в зале не было. Гоголь жаловался: «Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия».
Ну, и конечно, всем уже на премьере стало ясно: Гоголь не уездную нечисть продернул лишь, но создал модель «русиянской» государственности в целом. (Это и царь — помним? — отметил…)
Образ Хлестакова показался критику В. Г. Белинскому проходным — гораздо важней в комедии Городничий, утверждал он. Символист Д. С. Мережковский увидел в Хлестакове некое явление дьявола, который умеет облапошить любого.
Изменились моды, язык, несколько раз за полторы сотни лет менялся строй в нашей державе, а порядки — увы, они так узнаваемы!.. В 2018 году власти Сызрани заставили снять афиши «Ревизора» из-за подзаголовка: «кошмар госчиновника в двух частях», а директор театра и режиссер вынуждены были искать новое место работы…
«Х л е с т а к о в. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж — скажешь только кухарке: “На, Маврушка, шинель…” Что ж я вру — я и позабыл, что живу в бельэтаже».
«Г о р о д н и ч и й. Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий!.. Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека!»