персонажи произведения авторы О проекте

Александр Федорович Адуев

Главный герой романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» (1847 г.), юный романтически настроенный провинциал, который приезжает завоевывать столицу и постепенно становится успешным, но прозаичным обывателем.

Медиа

«Обыкновенная история». Фрагмент радиоспектакля. В роли Петра Ивановича Адуева — Михаил Казаков.

Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.

Внешность

В самом начале романа Александр Федорович — «белокурый молодой человек, в цвете лет, здоровья и сил». Однако первые невзгоды и душевный кризис сделали его бледным, да и волосы заметно поредели. (Надо думать, Адуеву Гончаров приписал свою внешность, в том числе и раннюю лысину.) Эти потери во внешности лакей Адуева Евсей объясняет столичной дороговизною. Зато став затем чиновным и богатым, Адуев, хоть и не приобрел волос, зато округлился и сделался румяным солидным господином под тридцать.

Характер

В начале романа Адуеву «двадцать лет. Жизнь от пелен ему улыбалась; мать лелеяла и баловала его, как балуют единственное чадо; нянька все пела ему над колыбелью, что он будет ходить в золоте и не знать горя… И старый кот, Васька, был к нему, кажется, ласковее, нежели к кому-нибудь в доме. О горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху, как знают о какой-нибудь заразе, которая не обнаружилась, но глухо где-то таится в народе». Сперва Адуев неуемно пылок и простодушен по-провинциальному, но старания дяди обтачивают его, хотя светский лоск не мешает Александру в душе страдать и предаваться романтическому настрою. Все же обаяние и душевные качества привлекают к нему сердца людей, особенно женщин. Однако выйдя из душевного кризиса (который однажды толкнул его на грань самоубийства), Адуев обретает сухость и крепость характера «выжившего» и может в этом дать фору своему деловому дядюшке. Правда, как человек он становится менее интересным.

История создания

Свой первый роман И. А. Гончаров, обычно крайне медлительный в работе, написал быстро. Задуман он был в 1844 г., а уже в 1846 г. текст читался друзьям автора. Зеленый свет к публикации дал роману В. Г. Белинский, который очень высоко оценил произведение начинающего автора, а опубликовали его Н. А. Некрасов и И. И. Панаев в журнале «Современник» в 1847 г. Хотя тема «романа воспитания» не нова, но Гончаров освежил ее своим жизненным опытом. Будучи выходцем из купеческого сословия, он хорошо знал деловых людей того времени, людей нового, буржуазного склада и противопоставил оторванное от жизни прекраснодушное барское миросозерцание молодого своего героя-романтика трезвому и прагматичному отношению к жизни его дяди-дельца. Интересно, что Александр Адуев в какой-то момент становится «лишним человеком», но ему удается вырулить из этого состояния — впрочем, с некоторыми моральными потерями.

Сюжет

Юный провинциал Александр Федорович Адуев, «трижды романтик — по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни» (В. Г. Белинский), является покорять Петербург. Здесь проживает его богатый, успешный, «деловой» дядюшка Петр Иванович Адуев. Дядюшка рационален, и на все юношеские, наивные восторги племянника отвечает одним: «Закрой клапан, Александр!» А клапан у Александра выстреливает одной фантазией за другой: он будет и поэтом, и прозаиком, и влюбится, и вообще жизнь представляется ему в самом радужном виде, а он себе в этой жизни — нате вам, царь горы. Сделаем скидку на эпоху романтизма, которая в 1840-е только отходила. Но суть-то конфликта вечна в любую эпоху, для всех: жизнь «учит», и эта школа избавляет от жирка иллюзий на собственный счет. Для кого-то это и трагедией обернуться может. Однако роман назван так прозаически точно: «Обыкновенная история», и обыкновенно огромное большинство просто, слава богу, «умнеет» и в жизнь встраивается. Таков и Александр: пережив душевный кризис, «умнеет» и он. Теперь в тридцать он — коллежский советник (статский полковник) и женится на богатой. И дядюшка, наконец, удостаивает обнять его уважительно: «Ты весь в меня, только недостает боли в пояснице…». Итак, все ОК? Жизнь состоялась, оба оседлали судьбу?.. Почти: жена дядюшки Лизавета Александровна больна, и вместо очередного чина Петр Адуев вынужден ехать с ней на лечение за границу: «моя карьера кончена!.. судьба не велит идти дальше… пусть!» Увы, жизнь вовсе не так рациональна, как «деловому человеку» хотелось бы. На всякий наш успех припасена ею ехидная улыбка Чеширского кота. И что ждет «статского полковника» Александра и его жену с пятьюстами «душами» и с тремястами тысячами руб. приданого? Где он споткнется, чем поперхнется? Или проживет еще благополучнее, чем мудрец-дядюшка? Однако благополучие и сейчас дорогого стоит ему. Повзрослевший Адуев-младший поблек как-то и скучен сделался.

Истолкования, влияние на культуру

«Обыкновенную историю» критики встретили восторженно. Отмечали своеобразие таланта дебютанта, «который не подражает даже Гоголю», и «летучий слог» автора, умение его создавать неповторимо индивидуальные женские образы, ум и тонкость в деталях. В. Г. Белинский писал: «…читаешь, словно ешь холодный полупудовый сахаристый арбуз в знойный день…». Приговор был категорический: Гончаров — «талант замечательный». Молодой Л. Н. Толстой назвал роман «прелестью». Зато леворадикальный критик Д. И. Писарев сравнил произведения Гончарова с «брюссельскими кружевами», такими же тонкими, как и бесполезными. В это же примерно время во Франции Г. Флобер работал над первым вариантом «Воспитания чувств» — романа об утрате поколением романтиков своих идеалов. Так что Гончаров, пожалуй, даже опередил в этом французского классика.

«Обыкновенная история» — роман наивный и мудрый, остроумный и грустный, написанный, кажется, на одном дыхании, легким и удивительно современным языком. В общем, это уютный роман про любого из нас, печальный и ласковый. Сумеет ли он кого-то предостеречь? Вряд ли, но утешить — способен, да.

Ключевые цитаты

«Восторги, экзальтация — тут человек всего менее похож на человека, и хвастаться нечем. Надо спросить, умеет ли он управлять чувствами; если умеет, то и человек».

«Квартира у меня, как видишь, холостая, для одного: зала, гостиная, столовая, кабинет, еще рабочий кабинет, гардеробная да туалетная — лишней комнаты нет».

«Петр Иваныч положил перо и поглядел на племянника. Тот покраснел.

— Вы ничего не замечаете в моем лице? — спросил он.

— Что-то глуповато... Постой-ка... Ты влюблен?»

«Человек, конечно, властелин земли, но он также и раб своего желудка».

Автор произведения:
Произведение: