персонажи произведения авторы О проекте

Александр Андреевич Чацкий

Главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», молодой образованный дворянин, из-за передовых взглядов оказавшийся в конфликте с привычной средой.

Медиа

«Горе от ума». Фрагмент радиоспектакля Государственного академического Малого театра СССР. В роли Александра Чацкого — Михаил Царёв.

Внешность

Чацкого обычно играют по образу денди 20-х гг. 19 века.

Характер

Чацкий пылок и простодушен. Это последнее дало основание А. С. Пушкину усомниться в его уме: «А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он,— очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб.»

История создания

Будучи профессиональным дипломатом, Грибоедов увлекался литературой и имел некоторый опыт в написании водевилей. «Горе от ума» он вынашивал много лет (с 1816 г.), основная работа над текстом пришлась на 1822–1824 гг. Большое значение для создания сцен из жизни московского высшего общества имели свежие впечатления автора по возвращении его из Персии в 1823 г. Формально автор придерживался канонов классицизма: соблюдал триединство, писал стихами (как в «высокой комедии» и положено), взял за основу классический сюжет о «злом умнике» — комедию Ж. Б. Мольера «Мизантроп». Однако главный герой у Грибоедова явно носит черты человека эпохи романтизма, а остальные персонажи (многие имеют установленных прототипов) необычайно реалистичны и колоритны. Прототипом Чацкого называют, прежде всего, известного мыслителя-западника П. Я. Чаадаева, а также и самого автора, который имел однажды конфликт на светском рауте с обществом за свои чересчур смелые и язвительные суждения.

Сюжет

1822 год. Умный и образованный («продвинутый») Александр Андреич Чацкий возвращается после трехлетнего путешествия в Москву, в дом, где он вырос, к девушке, которую любит, — и обнаруживает, что этот его злосчастный ум, бойкость, пылкость, просвещенность теперь здесь только всем мешают! Барышне Софье — вновь полюбить его, потому что она увлечена полной противоположностью Чацкому — двуличным и угодливым секретарем отца Молчалиным. Ее отцу крупному сановнику Фамусову — встретить его радушно: ведь не Чацкого прочит в супруги дочери расчетливый Фамусов. Всей «фамусовской Москве» Александр Андреич поперек горла тем уже, что несет всякую возмутительно обличительную «пургу»: «Гоненье на Москву!» На званом вечере Софья в отместку за насмешки Чацкого над Молчалиным распускает слух, будто Чацкий сошел с ума. Общество отшатнулось от него. Но выясняется затем, что как Софья обманула общество, так и Молчалин обманывал ее саму. Непобежденный и отомщенный Чацкий покидает дом Фамусова — может быть, навсегда.

Истолкования, влияние на культуру

В рукописном варианте комедия сразу стала известна близкому литературному и артистическому окружению автора. Но только в 1833 году (после смерти Грибоедова) ее удалось опубликовать, и то в весьма сокращенном виде. Полный текст комедии напечатали лишь в 1862 (или в 1875) году. А. С. Пушкин очень высоко оценил язык комедии: «Половина стихов должна войти в пословицу». И все же «Горе от ума» он критиковал довольно жестоко (кроме восхищения, разумеется): «Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умён» (из письма И. И. Пущину от 11 января 1825 г.). То ли автор что-то не доработал (как считал Пушкин), то ли ветры нового века разъели мощный мраморный пласт классицистического канона, только недосказанность текста стала вдруг его многозначностью и загадочной глубиной…

Для 19 века «Горе от ума» и особенно образ Чацкого сделались знаковыми, а сам Александр Андреич — первым в ряду «лишних людей», которые разминулись с обществом и с эпохой. Эссе «Мильон терзаний» посвятил «Горю от ума» И. А. Гончаров, для которого комедия и в 1872 г. представлялась написанной «на злобу дня»: «“Горе от ума” появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Было создано несколько «сиквелов» и парафразов с участием грибоедовских персонажей. Для нашего времени самое интересное в старинной пьесе то, что Грибоедов вывел некую формулу противостояния нового и старого, устоявшегося. Оно, это старое, готово сперва «дезавуировать» пока беспомощное новое, объявив его сумасшествием, а то и оборвать вражьи все корешки («ученость — вот причина»), установив суровую, но всегда временную диктатуру отжившего. Крылатые слова из комедии до сих пор в ходу: по данным проведенного в 2015 г. журналом «Русский репортер» социологического исследования, произведение заняло 27-е место в топ-100 самых популярных в России стихотворных строк.

Ключевые цитаты

«С о ф и я.
Да этакий ли ум семейство осчастливит?»

«Ф а м у с о в.
А главное, поди-тка послужи.

«Ч а ц к и й.
Служить бы рад, прислуживаться тошно».

«Ч а ц к и й.
А судьи кто?»

«М о л ч а л и н.
В мои лета не должно сметь
Свои суждения иметь».

«Ф а м у с о в.
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь».

«Ч а ц к и й.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет».

Автор произведения:
Произведение: