персонажи произведения авторы О проекте

Саня (Александр Иванович) Григорьев

Главный персонаж романа В. А. Каверина «Два капитана» (1938–1944 гг.), сирота, ставший отважным полярным летчиком и раскрывший тайну гибели полярной экспедиции. В определенной степени типичный положительный герой своего времени.

Медиа

«Два капитана». Фрагмент спектакля Государственного Академического центрального детского театра. В роли Сани Григорьева — Александр Михайлов.

Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.

Внешность

Так как в романе Саня Григорьев — рассказчик, его развернутого портрета мы не найдем. Представление о его внешности складывается из отдельных деталей и оценок, причем сперва это 14-летний вихрастый подросток, «маленький и черный». Для доброй соседки тети Даши Саня всегда представляется «красавцем». Но и став взрослым, он отличается невысоким ростом, который с лихвой компенсируется силой характера.

Характер

Каверину удалось решить одну из сложнейших задач писателя: создать убедительный образ положительного героя, увлечь его судьбой самого широкого читателя. Саня практически воплощенный идеальный не только советский характер, но и идеальный характер вообще: он умен, скромен, отважен, упорен и благороден. Саня Григорьев бывает несколько прямолинеен, но ведь на его стороне всегда правда, так что ему стесняться особо и нечего. Важной и вовсе нетипичной для 1930-х гг. особенностью Сани является его, можно сказать, врожденная интеллигентность.

История создания

Молодые люди, полные оптимизма, энтузиазма и воли — самые популярные герои советских 1930-х гг. Мысль написать о них роман пришла В. Каверину после встречи с ученым-генетиком Михаилом Ефимовичем Лобашёвым (1907–1971). «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели, он умел добиваться успеха в любом деле», — вспоминал писатель. Некоторые обстоятельства его жизни (странная немота в детстве, сиротство, жизнь после революции в коммуне-школе, преодоление всех трудностей на пути в науку) легли в основу биографии главного героя будущего романа Сани Григорьева. В тайны летного мастерства автора посвятил летчик Самуил Яковлевич Клебанов (1910–1942), отлично знавший условия полетов на советском Севере. Город Энск — малая родина Сани Григорьева — это родной автору Псков. В основу сюжета Каверин положил события трех русских полярных экспедиций 1912 г.: под руководством Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова. Девизом романа стали слова английского поэта А. Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» (стихотворение «Улисс»), которые были девизом и русского мореплавателя И. Ф. Крузенштерна. Очевидны и литературные источники романа — это, прежде всего, «Дэвид Копперфилд» Ч. Диккенса с его закрученным сюжетом, почти образцовым положительным главным героем и его антиподом — омерзительным и двуличным интриганом Урией Хипом (у Каверина аналог его — Михаил Васильевич Ромашов, который, кстати, сравнивается с персонажем Диккенса напрямую). Отсюда же и типичные приемы приключенческого романа: внезапные встречи, странные совпадения, характеры скорее яркие, чем сложные, мелодраматизм некоторых сцен.

Сюжет

В городе Энске живет подросток Саня Григорьев. В сумке погибшего почтальона он обнаруживает письма полярника капитана Татаринова к жене. В этих письмах говорится о виновнике гибели экспедиции. К Сане прицепилась странная болезнь: он не может говорить, хотя все слышит и понимает. Из-за этого он не может пока вмешиваться в события вокруг. А они становятся все грозней, все тяжелей для его судьбы. Отца обвиняют в убийстве, и он умирает в тюрьме. Мать выходит за грубого и жестокого человека. Единственная отрада для Сани и его сестры Саши — чтение писем вслух, найденных в сумке погибшего почтальона. После смерти матери Саня становится круглым сиротой и бежит с другом в Москву. Постепенно странная немота отступает. После мытарств беспризорнической жизни Саня попадает в школу-коммуну, которую возглавляет Николай Антонович Татаринов. Саня становится своим человеком в его доме, испытывает стойкую привязанность к двоюродной племяннице директора школы Кате. Выясняется, что Саня встретился с семьей погибшего капитана, письма которого он знает наизусть, что Николай Антонович давно влюблен во вдову капитана Татаринова Марию Васильевну, на которой в конце концов и женится. Саня откроет ей страшную истину: виновник гибели экспедиции Татаринова — Николай Антонович. Мария Васильевна кончает с собой, а Катя порывает с Саней: хитрец Николай Антонович доказывает ей, что вовсе не он виновник гибели ее отца. И теперь Сане предстоит доказать Кате свою правоту. Он становится летчиком, летает в Заполярье. Со временем он найдет место гибели капитана Татаринова и документы, которые прольют свет на роль Николая Антоновича. К тому времени Саня и Катя вопреки интригам Николая Антоновича и его «ассистента» Ромашова становятся мужем и женой. Но начинается война. Именно выполняя боевое задание, Саня и отыщет следы экспедиции капитана Татаринова. На фронте он чуть не погибнет от предательства Ромашова. Сане предстоит разоблачить искусные интриги врагов и обрести верных друзей. Один из персонажей в своем спиче объединит двух капитанов — Татаринова и Саню: «такие капитаны двигают вперед человечество и науку».

Истолкования, влияние на культуру

В начале 1930-х в активную жизнь вошло первое поколение, взращенное Советской властью: уже не только строители, но и участники того «завтра», о котором мечтали творцы новой России. И следом является множество романов и повестей, герои которых — советская молодежь, боевая, трудолюбивая, самоотверженная. Главный персонаж здесь — человек-борец, не мыслящий своего счастья вне счастья социалистической родины. Масса этих книжек давно забыта, но одна — вероятно, лучшая — вот она, перед нами и, кажется, она навсегда. Толстенный роман писался несколько лет (1938–1944 гг.), охватил события с 1914 по 1944-й год и сделался одной из любимых книг нескольких поколений. Секрет успеха прост: Каверин создал увлекательный сюжет, четко расставил смысловые акценты, ярко обрисовал как «героев», так и «злодеев». В этом надежном, однозначно нацеленном на правду и счастье мире хочется жить, и даже смерть не воспринимается непоправимой трагедией! Суровые реалии эпохи как-то очищены и приподняты, автор словно щадит чувства своих современников, слишком хорошо знакомых с действительностью. Он дарит им своего героя, не только положительного и во всех смыслах «героического», но и человечески убедительного, — дарит как надежду и утешение.

Ключевые цитаты

«Адрес был размыт водой, но… это письмо стало для меня чем-то вроде молитвы — каждый вечер я повторял его…»

«Тогда она спросит: “Так ты не забыл меня? Это правда?..” И я отвечу ей: “Я бы не забыл тебя, даже если бы ты меня разлюбила”».

«Это — история. Но мы не забыли нашей истории, и возможно, наша главная сила заключается именно в том, что война не остановила ни одной из великих мыслей, которые преобразили нашу страну. Завоевание Севера принадлежит к числу этих мыслей».

«— Так слушай же меня, — стараясь не волноваться, сказал я Ромашову. — Я не могу прощать или не прощать тебе, что бы ты ни сделал для Кати. Это уже не наш личный спор, после того, что ты сделал со мной. Не со мной спорил ты, когда хотел добить меня, тяжело раненного, обокрал и бросил в лесу одного. Это воинское преступление. Ты его совершил, и тебя прежде всего будут судить как подлеца, который нарушил присягу».

Автор произведения:
Произведение: