Героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» (1874–1878 гг.), девушка, которая поставлена жизнью перед выбором между «честной бедностью» и бесчестным (и вряд ли долгим) процветанием.
«Бесприданница». Фрагмент спектакля Ленинградского драматического театра им. Горького. В роли Ларисы Огудаловой — Нина Ольхина
Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко
Лариса не только признанная первая красавица в городе, но и девушка, «знающая благородное обхождение», у нее неплохие манеры для этого общества. Хотя да, и ей требуется «хороший ювелир»: привкус некоторой провинциальности в ее речи и манерах все ж таки чувствуется.
Роль Ларисы стала одной из любимых (и самых непростых) в нашем театре. С одной стороны, девушка она яркая и по-своему чистая, с другой — явно ослеплена блеском суетной жизни, то есть глубоко одухотворенной натурой назвать ее все-таки мудрено. (Или возможны варианты в истолковании — а это так увлекает режиссера и актеров!..) Не прост и Карандышев: он искренне любит Ларису (как может), истинно страдает от насмешек богачей, красавица жена для него — реванш за все неудачи. Но ведь и он видит в Ларисе лишь приз, лишь вещь, которой не дают завладеть более наглые и дерзкие соперники…
Эту пьесу автор писал долго, четыре года (1874–1878 гг.), прочитал ее в кругу «своих», и те признали ее лучшим его творением. Пьеса легко прошла цензуру, все прочили ей огромный успех.
Главная героиня «Бесприданницы» Лариса Огудалова — первая красавица и умница в небольшом волжском городе. Увы, определяющим для ее судьбы становится третье: она бесприданница. Всяк из богатых ухажеров готов взять ее на содержание: «недурно с такой барышней в Париж на выставку прокатиться». Но замуж никто бесприданницу не возьмет: невыгодно-с. Ларисе лишь светит замужество со скромным чиновником Карандышевым и, значит, прозябание в бедности. Но Лариса-то знает, чувствует (да и все вокруг ей жужжат): она роскошная женщина, «брильянт», она достойна гораздо большего! Призрак этого блестящего будущего является тотчас в виде великолепного барина Сергея Паратова. Лариса бросается в омут безумной любви (как и положено в «жестоком романсе»), однако у Паратова и в мыслях нет жениться на бесприданнице. А вот после связи с ним репутация барышни Огудаловой погублена. Ее, как вещь, разыгрывают два местных богача: кто повезет девушку «в Париж»? Надрывность «жестокого романса» ожесточенно, жалобно нарастает: теперь Лариса готова продаться подороже (раз она вещь, и вещь «люксового сегмента»). Но тут возникает оскорбленный и легко вооруженный Карандышев… «Жестокий романс» завершается в самом крайнем своем сюжетном изводе. С революционно-рыночным вскриком: «Так не доставайся же ты никому!» Карандышев почти ставит точку в этой истории.
На премьере эта пьеса — провалилась. Это был самый громкий провал за всю литературную карьеру автора, которого обвинили в том, что он представил публике неинтересную историю обольщения глупенькой барышни. «Бесприданница» была признана классической лишь после смерти драматурга. Почему? Виной этому, может быть, то, что автор приучил публику к своему фирменному стилю, к своим героям — представителям среднего класса тогдашнего российского общества, еще с чертами патриархальной, старомосковской и провинциальной жизни, к купцам, мещанам, чиновникам. Действие «Бесприданницы» происходит тоже в провинциальном городе, но лет через двадцать после «Грозы». Жизнь «россиян» заметно внешне переменилась: вместо брадатых купцов в сапогах бутылками — по европейской моде одетые деловые люди, вместо правил «Домостроя» — не менее бесчеловечное и гораздо более универсальное правило и мерило жизни — деньги. И если, скажем, «Гроза» подобна широкой, раздольной и горестной народной песне, то «Бесприданница» сродни жестокому романсу, который в ней лейтмотивом звучит. Товарно-денежные отношения в этой любовной драме-трагедии преобладают, и пошловатый душок «жестокого романса», этой «попсы» того времени, весьма, весьма ощутим. «Жестокий романс» — музыкально-поэтическая греза (часто слишком наивная) о высокой, несбыточной любви. Расцвел этот жанр как раз в эпоху, когда деньги стали определять все. Он, этот жанр, был отдушиной, наркотиком, уводящим от действительности, где торжествовал прагматизм отношений, где беззаботно «отрывались» лишь умельцы ковать деньгу, все эти Кнуровы, Вожеватовы, Паратовы. Бездушную власть денег изобличали все, кому не лень, но Островский покусился на привычный, испытанный «анальгетик» — на «жестокий романс», показав, что цветочек сей и ядовитый — и в общем, порой довольно безвкусный. Как же публика (в лице первых зрителей) могла простить драматургу, что он оставил ее без надежды, без утешения, без иллюзии? Автор «Бесприданницы» слишком приблизил ее, публику, к реальности, и реальность показалась вполне беспросветной… Зрителю нужно было дорасти до правды или/и найти другое от жизненных скорбей обезболивающее…
В общем, про вечные искушения и опасности «красивой жизни» эта пьеса.
«К н у р о в. Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует».
«Л а р и с а. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать».
«Л а р и с а. Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Наконец слово для меня найдено, вы нашли его... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину… Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой».