персонажи произведения авторы О проекте

Катерина Кабанова

Героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза» (1859 г.), молодая женщина, которую губит косная патриархальная среда.

Медиа

«Гроза». Фрагмент спектакля Государственного академического Малого театра. В роли Катерины — Вера Пашенная.

Внешность

Катерина внешне привлекательная молодая женщина. Актер Б. А. Бабочкин настаивал, что Катерине не больше 17 лет, иначе б она со своей участью смирилась.

Характер

Катерина — доверчивая, чистая натура, мечтательная, поэтичная, способная на большое чувство и совершенно беспомощная не по слабости душевной, а в силу сложившихся обстоятельств и да — возможно, Бабочкин прав — неопытности своего слишком юного возраста. В «Грозе» именно переходная эпоха делает сюжет не просто историей любви. Ведь могла же Катерина вести себя, как уже действует сестра мужа Варвара: предаваться страсти тайком, «лишь бы все шито-крыто было». Или сбежать, как та же Варвара, с любимым. Проблема в том, что в отличие от Варвары Катерина натура глубокая и глубоко, на свою беду, связанная с «темным царством», которое для нее по воспоминаниям детства — как раз царство-то светлое! Она не может отделить его от себя, это для нее — как кожи лишиться. Так что и Катерина выходит представительницей «темного царства», которое вовсе не темное само по себе, но становится темным в силу того, что устаревают его установления, «свычаи и обычаи». Кончается век патриархальных устоев, когда человек мыслился как часть «рода», «семьи» и должен был лишь исправно, старательно повторять судьбу отцов, дедов, прадедов. Недаром в пьесе говорят: «время кончилось». Оно не кончилось, оно ускорилось, и человек теперь не может положиться на обычай, на опыт предков — он выделяется из рода и отвечает за свою судьбу строго индивидуально. Гроза в пьесе разверзается не над одной Катериной или семейством Кабановых — это гроза над всем российским патриархальным укладом.

История создания

Свою пьесу Островский создал в предреформенном 1859 г. по впечатлениям от путешествия по Волге в 1856 г. Волга станет даже не главной декорацией его «Грозы», а подспудно действующим лицом, все определяющим здесь. У главной героини пьесы Катерины есть прототип, очень близкий сердцу драматурга: известная актриса Л. П. Косицкая, с которой его связывали сложные отношения, так как оба были несвободны. Знаменитый монолог Катерины о ее девических годах навеян реальным сном Косицкой, которая, кстати, и сыграла роль Катерины в премьерном спектакле в Малом театре.

Сюжет

Сюжетно история Катерины — вполне банальная «бытовуха» тех лет. В приволжском городе Калинове (выдуманном Островским) в среде купцов царят патриархальные нравы. Катерину выдали замуж за Тихона — сына богатой купчихи, человека робкого и забитого. В доме Кабановых царит мать Тихона — суровая и властная Марфа Игнатьевна. При этом Кабаниха искренне полагает, что во всем права, ибо держится за старые устои и движима исключительно добрыми побуждениями: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить». Катерина страдает под властью строгой свекрови рядом со слабым и не слишком любимым мужем. Она полюбила другого, внешне не похожего на местных жителей человека — Бориса Григорьевича, племянника дремучего купчины Дикого. Полюбила со всей наивной пылкостью мало знакомого с жизнью чистого существа. Сам этот факт противоречит устоям патриархальной семьи. В глазах местного общества Катерина преступница. Да и Борис, даром что образован и одевается по-европейски, не находит в себе силы отстоять право на «незаконную» любовь. Когда наступает пора расстаться под давлением обстоятельств, Катерина не выдерживает: дальнейшая жизнь без любимого теряет в ее глазах всякий смысл; Катерина кончает с собой. Ее смерть словно пробуждает замшелое общество города Калинова, и даже забитый Тихон бросает матери слова обвинения в том, что она погубила Катерину.

Истолкования, влияние на культуру

Свою статью о пьесе А. Н. Островского «Гроза» критик Н. А. Добролюбов назвал «Луч света в темном царстве». Ясно: «луч света» – это Катерина, «темное царство» — все те, кто поспособствовали, чтобы молодая женщина руки на себя наложила в расцвете лет. Так обычно истолковывают смысл главной пьесы Островского. Однако Добролюбову возразил критик из его же демократического лагеря — Д. И. Писарев. В статье «Мотивы русской драмы» он характеризует Катерину как темную, малообразованную, истеричную женщину, которая не способна стремиться к высокому; она бестолково мечется и разрешает свои проблемы самым глупым способом — самоубийством. Споры о пьесе и образе главной героини докатились до наших дней. Так, в некоторых постановках все поставлено с ног на голову: царица «темного царства» Кабаниха — столп житейской мудрости и, в конечном счете, доброты, а Катерина — препротивнейшая панкушка и черная дыра в «светлом царстве» Марфы Игнатьевны Кабановой. Правда, таким версиям сопротивляется сам текст Островского.

В пьесе много волжского духа, неоглядного вольного простора, который в окна купецких домов, как будущее, спокойно, неотрывно глядит, а дома — сплошные «гроба», в которых томится молодежь, уже не способная жить по законам дедова «Домостроя». Описывая «житейское», драматург гениально вышел на вечный конфликт классицистической трагедии: смертельный, непримиримый конфликт между «чувством» и «долгом». Вот почему «Гроза» — не драма, где «возможны варианты», а трагедия, где исход предрешен. Эта пьеса — о вечном конфликте между традицией (с ее угасающей правдой) и новым (с его нетерпением и родимыми пятнами).

Ключевые цитаты

«К а б а н о в а. Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!.. Ничего-то не знают, никакого порядка… Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы».

«В а р в а р а. Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».

«К у л и г и н. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

«К а т е р и н а. Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

«К у л и г и н. Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Автор произведения:
Произведение: