персонажи произведения авторы О проекте

Крош (Сергей Крашенинников)

Главный герой трилогии А. Н. Рыбакова, включающей романы: «Приключения Кроша» (1960 г.), «Каникулы Кроша» (1964–1965 гг.), «Неизвестный солдат» (1969–1970 гг.), советский старшеклассник эпохи оттепели, убежденный альтруист, наивный, но инициативный и добрый парень.

Медиа

«Всем ребятам пример, но при этом...». Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.

Внешность

Трилогия написана от лица Кроша. Вероятно, поэтому сведений о его внешности в тексте нет. Ясно, что он физически крепкий паренек, не боящийся тяжелой работы.

Характер

Сережа Крашенинников — типичный представитель юношества эпохи хрущевской оттепели: честный, свободный от страхов времени культа личности, не склонный к нравственным компромиссам. Он чувствует, что в истории страны началась новая эпоха, и испытывает «на правду» и справедливость этот новый уклад взрослой жизни. Он наивен, но автор прослеживает характер Кроша в становлении, в изменении, в процессе насыщения жизненным опытом. Это один из самых позитивных персонажей нашей литературы 20 века.

История создания

Тема молодого человека, вступающего в жизнь, была сквозной в творчестве А. Рыбакова. Об этом его трилогия о Мише Полякове («Кортик, «Бронзовая птица», «Выстрел») — о юношестве 1920-х. Об этом — знаменитая эпопея «Дети Арбата», над которой он начал работать одновременно с трилогией о Кроше, которую посвятил молодежи 1960-х. Молодой человек вступает в жизнь, и какова же эта жизнь, как устроена? — вот основной мотив всех этих произведений.

Сюжет

В первой повести («Приключения Кроша», 1960 г.) Крош после восьмого класса проходит практику на автобазе. Впервые он окунается в настоящую взрослую жизнь: реальные работяги, реальный труд, реальные заботы (ребята восстанавливают старый авто, чтобы — знак времени! — подарить его школе), реальные друзья и враги и, наконец, реальные первые деньги, которыми распорядиться как следует пока не умеешь, но главное, сам заработал, а не мама дала. Повесть пронизана солнцем и звоном хрущевской оттепели, однако приметливый глаз и Кроша, и автора видит: в характерах подростков намечены их будущие судьбы — здесь уже есть свои трудяги, халявщики, бюрократы и «фарцовщики» (дельцы).

В «Каникулах Кроша» (1964–1965 гг.) герой делает еще один шаг во взрослую жизнь, и тут писателю помогает полудетективный сюжет. Крош знакомится с замечательным человеком, который коллекционирует нэцкэ — японские резные фигурки. Выясняется, однако, что не все так замечательно просто с изысканным искусствоведом Веэном и его коллекцией. Когда-то, чтобы завладеть фигурками, он предал одного человека. Крош встретится с сыном этого человека и будет биться в паутине, которую плетет изощренный интриган Веэн, даже начнет помогать ему спекулировать антиквариатом, пройдет искушенье «красивой» богемной жизнью. Но ум и честная натура Кроша победят. Если герой у Рыбакова положительный, то положительный навсегда!

В повести «Неизвестный солдат» (1969–1970 гг.) Крош по окончании школы уезжает в маленький городок Корюков к дедушке. Он рвется во взрослую, независимую жизнь и нанимается рабочим в бригаду дорожных строителей. Он обнаруживает могилу неизвестного солдата, погибшего в 1942 году. Неуемная натура Кроша требует узнать, кто именно похоронен здесь из пятерых бойцов, что прорывались из окружения возле Корюкова. Приключений, открытий, новых людей свалится на него целая куча. Крошу откроется, что быть честным — не значит без разбора резать правду-матку.

Истолкования, влияние на культуру

«Трудно быть честным — нужно быть честным». Так можно выразить смысл трилогии о Сереже Крашенинникове. А все потому, что быть честным для Сережи естественно, с этой очень советской меркой он и подходит ко всем и всему. Впрочем, каждый раз жизнь его искушает и ставит перед выбором.

Крош в трилогии то слишком наивен, то чересчур романтичен, то непривычно пафосен. Но, во-первых, перед нами подросток, который незаметно вырастает в юношу, и процесс этот писатель пристально прослеживает. Во-вторых, Крош плоть от плоти того времени — хороший, честный советский человек эпохи оттепели. В-третьих, автор ставит на Кроше весьма непростой эксперимент: в какой мере абсолютно хороший чел может вписаться в советскую действительность «эпохи развитого социализма», за которую его отцы отдавали жизнь на фронте. Для советского общества 60-х это был, пожалуй, самый важный вопрос…

Ключевые цитаты

«Я не мог просто так, как Шмаков, крутить гайку. Мне надо знать, что это за гайка и для чего я ее кручу». («Приключения Кроша»)

«Наверно, я не смогу передать реакцию Веэна на мой вопрос. Только что, опираясь о книжный шкаф, стоял респектабельный искусствовед Веэн, в легком элегантном костюме, спокойно и уверенно смотрел на меня… Теперь там стоял совсем другой человек… Я увидел взгляд — мгновенный, колючий и вместе с тем жалкий и обреченный взгляд». («Каникулы Кроша»)

«— Могила не ее сына… — говорил дедушка, — а ты ей ничего не сказал. Дом продаст, прикатит сюда, а это все не ее — езжай обратно! А куда обратно? Убьем старуху.

— Не мог я ей сказать, не мог! — закричал я…

— Неизвестно еще, где она, настоящая правда, — сказал дедушка… — Нашел матери сына — разве этого мало?». («Неизвестный солдат»)

Автор произведения:
Произведение: