персонажи произведения авторы О проекте

Наташа (Наталья Ильинична) Ростова

Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (1863–1869 гг.), образец естественного человека и женщины в понимании автора.

Медиа

«Война и мир». Фрагмент аудиокниги. Читает Ефим Каменецкий.

Внешность

Наташа стройная, живая, чрезвычайно эмоциональная и непосредственная брюнетка. Детский ее портрет лишен всякой слащавости: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...» Вся ее привлекательность есть результат подвижной и светлой натуры. Это именно одушевленная привлекательность, красота и обаяние души. При этом внешность ее чрезвычайно изменчива. Вот Наташа в платье-дымке и с розой в волосах — робкая и счастливая дебютантка на великосветском балу. Вот эта графинечка, взращенная в шелку и бархате под руководством эмигрантки-француженки, задорно, лихо отплясывает «русскую» у дядюшки, хотя откуда бы знать ей ухватки, движения и самый дух народной пляски? Вот после испытаний войны она встречается с Пьером, словно замкнутая на замок перенесенным горем… Наташа всегда искренняя, естественная.

Характер

Наташа — любимица всей семьи Ростовых. Однако она не избалованная, а просто очень непосредственная и при всей живости чувств совсем не капризная. Ее переживания глубоки и естественны. Она художественно одаренная натура: прекрасно поет, и поет душой, а не одной только выучкой. Игра ее воображения не отвлеченная, она связана с впечатлениями от окружающего мира (Наташа лунной ночью на окне в Отрадном). И все же прежде всего Наташа — натура деятельная, активная. От собственного горя ее может отвлечь горе другого человека, к которому Наташа стремится на помощь. Пьеру она становится женой-другом, разделяет его чувства и устремления. Ничего удивительного в том, что подлинное свое призвание и смысл жизни она находит в супружестве с близким человеком и в материнстве. «Сущность её жизни — любовь», — замечает Толстой.

История создания

Начало работы над «Войной и миром» совпало с переменами в личной судьбе писателя, с его женитьбой на С. А. Берс, с заботами и радостями молодой семейной жизни. Вот почему наряду с «мыслью народной» важнейшей в эпопее стала и «мысль семейная», ведь главная проблема романа — поиски гармонии с собой и в отношениях с окружающим миром. Предназначение женщины и залог ее счастья молодой Толстой видит в удачной семейной жизни. Ею он награждает двух любимых своих героинь — Марью Болконскую и Наташу Ростову. Персонажей «Войны и мира» Толстой во многом списывал со своих родных и близких. Так, прототипом одного из центральных персонажей эпопеи Наташи стали жена Толстого С. А. Брес и ее свояченица Т. А. Берс-Кузминская: «Я взял Таню, перетолок её с Соней, и вышла Наташа» (Л. Н. Толстой).

Сюжет

Наташа появляется в первых главах эпопеи. Пожалуй, это единственный здесь персонаж, чье становление и взросление автор прослеживает так подробно и так любовно от детских лет до периода зрелости. Сперва это живая, непосредственная 13-летняя девочка, которая вызывает у всех окружающих невольную симпатию. Детство ее и отрочество вполне безмятежны: дочь богатых московских графов Ростовых, она живет в атмосфере семейной любви и является невольным, естественным центром молодого поколения Ростовых. На первом же взрослом балу ее замечает и отмечает для себя (при посредничестве Пьера Безухова) князь Андрей Болконский. Наташа становится его невестой вопреки желанию старого князя Болконского, для которого Ростовы недостаточно знатны и «умны» (интеллектуальны). Свадьба отложена на год, до возвращения князя Андрея. Тут-то и разразился скандал, который читатели считают сравнительно незначительным эпизодом романа, но для самого Толстого, по его признанию, он был замковым камнем, который смыслово держит весь свод эпопеи. Наташа влюбляется в великосветского вертопраха Анатоля Курагина, который пытается увезти ее из дома. (См. ИСТОЛКОВАНИЯ, ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ). Это «падение» Наташи ставит крест на ее предполагавшемся браке с князем Андреем. Наташа оказывается на грани самоубийства. Единственный, кто сочувствует Наташе, — Пьер. Через полгода начинается Отечественная война с Наполеоном. Семья Ростовых бежит из Москвы. Наташа настаивает на том, чтобы с возов были сброшены тюки с родовым добром и взяты раненые. Ростовы разорены. Среди раненых Наташа находит умирающего князя Андрея. Перед смертью он прощает ее. Гибель Андрея Наташа переживает очень тяжело, и только необходимость ухаживать за матерью, сраженной утратой младшего сына, выводит ее из оцепенения. После войны Пьер делает предложение Наташе. Она становится его женой. Брак их счастлив, Наташа самозабвенная жена и мать. Впрочем, Пьер участвует в движении декабристов, и значит, благополучие семьи графини Безуховой продлится, по всей видимости, недолго…

Истолкования, влияние на культуру

Наташа — «милый идеал» женщины для молодого Л. Толстого. Но далеко не все первые читатели согласились с автором. Образ Наташи — «наседки» не соответствовал идеалу эмансипированной женщины — общественной деятельницы (если не революционерки)-шестидесятницы. Эстетская критика находила образ Наташи в эпилоге чересчур приземленным. Патриархальный идеал Толстого и здесь не нашел сочувствия. Между тем образ Наташи Ростовой играет в романе очень важную, принципиальную роль. Она — полюс добра и естественности, по замыслу Толстого. Полюсом «зла», противостоящим ей, становится клан Курагиных, законченных эгоистов, заботящихся лишь о светских успехах и удовольствиях. Временное сближение Наташи с Анатолем — словно смещение полюсов во вселенной «Войны и мира», и это противоестественное смещение ведет к катастрофе, становится прелюдией всеобщего горя — войны с Наполеоном. Сама логика ее характера исправляет Наташу и помогает ей вновь полюбить жизнь. Народная по духу война приводит к победе над врагом «роевого» народного начала — над индивидуалистом Наполеоном. События в жизни Наташи Ростовой суть отражения общей судьбы народной, по мысли Толстого.

Ключевые цитаты

«Не оттого, что Пьер был женатый человек, но оттого, что Наташа чувствовала между собой и им в высшей степени ту силу нравственных преград — отсутствие которой она чувствовала с Курагиным, — ей никогда в голову не приходило, чтобы из ее отношений с Пьером могла выйти не только любовь с ее или, еще менее, с его стороны, но даже и тот род нежной, признающей себя, поэтической дружбы между мужчиной и женщиной, которой она знала несколько примеров».

«Наташа чувствовала себя в эту минуту такою размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце».

Автор произведения:
Произведение: