Героиня романа Л. Н. Толстого «Воскресение» (1899 г.), совращенная аристократом девушка из народа, ставшая проституткой. Попав на каторгу, Катюша все же сумела возродиться к чистой и честной жизни.
«Воскресение». Фрагмент спектакля Московского Художественного академического театра СССР имени М. Горького. В роли Кати Масловой — Клавдия Еланская
Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко
К началу романа Катюше 27лет. (В другом месте Толстой описывается, и выходит, что ей все 32 года). Она привлекательна, миловидна даже в убогом наряде заключенной: «невысокая и очень полногрудая молодая женщина в сером халате… голова была повязана белой косынкой, из-под которой, очевидно умышленно, были выпущены колечки вьющихся черных волос… В лице… поражали, особенно на матовой бледности лица, очень черные, блестящие, несколько подпухшие, но очень оживленные глаза, из которых один косил немного. Она держалась очень прямо, выставляя полную грудь». Хозяйка борделя ценит Катюшу за умение держать себя и за то, что та даже по-французски читает.
Характер у Катюши сложный. Автор раскрывает его не сразу. Сперва кажется, что она просто живая и несколько легкомысленная девушка, которая вступила на скользкую тропу из желания вести праздную, сытую, бездумную жизнь. Такой и хотят видеть ее окружающие. Лишь позднее мы узнаем о ее глубокой драме, которая изменила отношение Масловой к жизни. Это знаменитый эпизод, когда она в ненастную ночь видит в освещенном окне проезжавшего поезда Нехлюдова, безмятежного и счастливого — в то время, как она, беременная, закинута судьбой в эту непогодь, и будущее ее и ее ребенка под угрозой. «С этой страшной ночи она перестала верить в добро… Он, которого она любила и который ее любил, — она это знала, — бросил ее, насладившись ею, и надругавшись над ее чувствами. А он был самый лучший из всех людей, каких она знала. Все же остальные были еще хуже». Она привыкла чувствовать себя лишь желанным и продажным объектом для плотского наслаждения. Даже с Нехлюдовым она по привычке сперва пошловато кокетничает. На самом деле она смущена его вниманием к ней, теперь «девке» и каторжной, но продолжает считать его виновником своих несчастий. Только отношения с людьми принципиально другого, духовного склада (по Толстому: писатель вполне разделял эти иллюзии) — «политическими» заставило Катюшу поверить в существование иных ценностей и людей и душевно распрямиться. А заодно и забыть о своих вредных привычках — бросить курить и попивать.
В основе сюжета эпизод из биографии самого автора, который в молодости имел роман (а точнее, попросту «согрешил») с молоденькой горничной. У позднего Толстого — моралиста и критика существовавшего строя — на это воспоминание наложились тягостные впечатления от жизни в пореформенной Москве, городе дикого капитализма со всеми его социальными язвами. Чтобы правдиво описать тюремный и каторжный быт, писатель посещал остроги, вместе с обозом ссыльных проделал путь от ворот тюрьмы через всю Москву. Стиль романа, динамичный и открыто публицистический, стал новым словом в творчестве Толстого. При желании можно было бы прочесть его и как толстовский парафраз на тему, заданную Достоевским в «Идиоте»: аристократ/интеллигент спасает падшую женщину (сюжет довольно популярный в русской литературе 1880–1900-х гг.). Другой источник сюжета — рассказ известного юриста А. Ф. Кони об одном присяжном, узнавшем в судимой им проститутке с обезображенным болезнью лицом женщину, которую он когда-то соблазнил. Он стал хлопотать об участи этой женщины, но она не дождалась освобождения и умерла в тюремной больнице. Еще один, чисто литературный, источник — рассказ Ги де Мопассана «В порту», который Толстой очень любил и перевел его на русский язык под названием «Франсуаза».
Пришла весна в огромный город, и как ни корежили люди природу, ее могучее освежающее дыхание прорывается сквозь камни и железо, сквозь копоть и дым индустриального города. Только в тюрьме все те же вонь, грязь, скученность, ставшее привычкой бесправие. Отсюда в суд ведут молодую женщину Екатерину Маслову. Ее обвиняют в убийстве купца, который с ней, проституткой, «гулял» недавно. Писатель сперва очень коротко излагает предысторию Масловой, беспросветную и для того времени типичную. Ее мать-скотница нагуляла ее с каким-то проезжим цыганом и, как прежних своих детей, извела бы лишний рот голодом. Но тут в коровник вошла барышня (помещица-старая дева), которой девочка приглянулась. Катюша была спасена. Она воспитывалась в доме двух старых дев-помещиц то ли как горничная, то ли как воспитанница. В 18 лет Катюша имела краткий роман с племянником «барышень» князем Дмитрием Нехлюдовым и родила от него ребенка. Еще будучи беременной и скрывая это, Катюша стала дерзить хозяйкам, и они рассчитали ее. Родившийся ребенок был отдан в воспитательный дом, где, по словам сдавшей его в приют тетки Катюши, он тотчас и помер. Тяжкий труд прачки Катюшу не привлекал, она пошла в прислуги, где вынуждена была делить с каждым хозяином и постель, а затем и вовсе поступила в публичный дом. Как-то подгулявший сибирский купец взял ее в «номера» (в отдельный номер в гостинице), но прислуга «номеров» решила обокрасть пьяного купезу и пыталась подговорить Катюшу подсыпать ему снотворного. Купец умер: снотворное оказалось ядом. Катюшу судят судом присяжных. Среди них оказался и князь Нехлюдов. Он потрясен ее судьбой. Вследствие судебной ошибки Маслову приговаривают к каторге. Нехлюдов затевает долгие хлопоты, чтобы помочь ей и исправить ошибку. Он навещает не раз Катюшу в тюрьме. Совесть настолько мучает его и такое море народного горя, нищеты, бесправия открывается перед ним, что князь решает порвать с прежней своей сытой и праздной жизнью и искупить свой грех, женившись на Катюше. Маслова сперва не доверяет ему, затем старая обида за сломанную жизнь берет в ней верх. Возможно, у нее и сохранилось какое-то чувство к Нехлюдову, но прежняя жизнь со всем, что было в ней хорошего, сломана тем, что было затем плохого. Катюша отправляется в каторжном обозе в Сибирь. Нехлюдов сопровождает ее. Она отказывается стать его женой: «Какая я вам жена — каторжная?» На каторге Катюша знакомится с «политическими» преступниками, входит в их кружок. Один из «политических» Симонсон становится ее мужем. Маслова возродилась к новой жизни. Новая жизнь начинается, впрочем, и для Нехлюдова: теперь он уверовал в силу нравственной проповеди Евангелия, которая, считает он, сделает жизнь по-настоящему достойной людей, если они будут придерживаться этих заповедей.
Открыто публицистическое противопоставление бесправия и нищеты народа и роскоши праздной элиты было сочувственно встречено левой критикой и политиками, например, В. И. Лениным. Развернутый отзыв о романе Толстого дал А. П. Чехов, назвав его замечательным художественным произведением «Самое неинтересное — это всё, что говорится об отношениях Нехлюдова к Катюше, и самое интересное — князья, генералы, тетушки, мужики, арестанты, смотрители. <...> Конца у повести нет, а то, что есть, нельзя назвать концом. Писать, писать, а потом взять и свалить всё на текст из евангелия, — это уж очень по-богословски. Решать все текстом из евангелия — это так же произвольно, как делить арестантов на пять разрядов. <...> Надо сначала заставить уверовать в евангелие, в то, что именно оно истина, а потом уж решать всё текстами».
«Все жили только для себя, для своего удовольствия, и все слова о боге и добре были обман. Если же когда поднимались вопросы о том, зачем на свете все устроено так дурно, … надо было не думать об этом. Стало скучно — покурила или выпила, или, что лучше всего, полюбилась с мужчиной, и пройдет».
«Люди как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то чистая, то тихая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских, и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».
«Она жалела, что упустила случай нынче высказать ему еще раз то же, что она знает его и не поддастся ему, не позволит ему духовно воспользоваться ею, как он воспользовался ею телесно, не позволит ему сделать ее предметом своего великодушия».