Герой повести Л. Н. Толстого «Казаки» (1862 г.), юнкер, молодой дворянин, который погружается в жизнь гребенских (терских) казаков на Кавказе. Народная жизнь привлекает его своей естественностью и полнокровностью, но слиться с ней ему не дано.
«Казаки». Фрагмент аудиокниги. Читает Алексей Золотницкий
Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко
Толстой почти не описывает внешность Оленина, однако сразу замечает, что у того толстые и сильные, но холеные пальцы. Герой Толстого с удовольствием испытывает силу своей молодости на охоте со старым казаком Ерошкой.
«Такой ты горький, всё один, всё один. Нелюбимый ты какой-то!» — говорит Ерошка Оленину на прощание. Темный, но мудрый казак выражает здесь главную черту Оленина, совершенно чуждую казакам, — его индивидуализм. В характере Оленина, в его проблемах довольно много автобиографического: молодой Л. Толстой тоже мучительно искал свой путь, не находя удовлетворения в привычных для дворянина занятиях. Оленин избалован, но в кругу московского барства чувствует не пресыщение жизнью, а именно ее неполноту здесь, в себе же — огромные силы нерастраченной молодости, которые не знает пока, на что употребить. Простая, но полная опасностей жизнь обитателей русского «фронтира» и общение с первозданной природой Кавказа помогают Оленину на время забыть свои проблемы, слиться с общей естественной жизнью, испытать полное счастье. Он щедр и внимателен к казакам, они за это относятся к нему благосклонно, но считают эту его беспечную щедрость «простотой» (то есть житейской нерасчетливой глупостью?..). Купить их настоящую привязанность Оленин не может: патриархальный мир станицы закрыт для чужаков. «Скоблёным рылом» называют его казаки, ведь Оленин бреется, как это было тогда принято у господ. Да, Оленин остается чуждым этим людям, и это показывают последние страницы повести.
В основе повести — впечатления Л. Н. Толстого, который в молодости два года провел юнкером на Кавказе. Тогда шла война с горцами Шамиля. Толстой принял в ней участие и один раз был на волосок от смерти. Это время писатель вспоминал «как «хорошее и мучительное». Быт гребенских (служивших у отрогов Кавказа) казаков увлек его своей естественностью, простотой и близостью к природе. Постоянное, на всю жизнь, стремление Толстого слиться с жизнью народа, который он описывает здесь с явным любованием, — ведущая тема повести, одного из лучших произведений раннего периода творчества. Впрочем, в «Казаках» «идея народная» еще не получила своего исторического масштаба, здесь Толстой пока разрабатывает этно-социальную составляющую темы народа. Но замысел «Войны и мира» с его «идеей народной» брезжил уже в сознании автора… И каков художественный результат!.. Повесть считается одним из поэтичнейших шедевров Толстого. Среди литературных «опор» «Казаков» называют «Илиаду» Гомера и поэму «Цыганы» А. С. Пушкина.
Дмитрий Оленин в восемнадцать лет лишился родителей. Он московский барин, довольно богатый. За пять лет самостоятельной жизни растратив половину состояния, Оленин так и не нашел себя ни на службе, ни в светской жизни, ни в ведении дел, а между тем чувствует в себе огромные силы молодости. Он отправляется юнкером на Кавказ, на театр военных действий. В станице Новомлинской у отрогов Кавказских гор, на самой границе с землями воинственных чеченцев, Оленин поджидает свой полк, поселившись в доме хорунжего. Оленин увлечен жизнью казаков, теперь-то чувствует всю полноту бытия. Дружит со старым казаком Ерошкой, ходит с ним на охоту. Влюбляется в дочь хорунжего Марьянку и даже делает ей предложение. Между тем у Марьяны есть жених — удалой казак Лукашка. Во время стычки с чеченцами Лукашка получает рану, возможно, смертельную. Марьяна резко отказывает Оленину. Он понимает, что остался чужаком для казаков, и покидает станицу.
Повесть вышла из печати в 1863 году, когда вся российская публика была захвачена острой злобой дня (на этот год Герцен из эмиграции намечал всеобщее восстание). Прогрессивная критика усмотрела в «Казаках» разработку неактуальных мотивов «лишнего человека» и нападок на прогресс. Однако отмечали высокие художественные достоинства новой вещи писателя. Шедевром Толстого «и всей русской повествовательной литературы» назвал повесть И. С. Тургенев. Уже в 20 веке настоящий гимн «Казакам» пропел Р. Роллан, назвав их «лучшим из лирических романов Толстого», «песнью его юности»: «Снежные горы, вырисовывающиеся на фоне ослепительного неба, наполняют своей гордой красотой всю книгу. Произведение — непревзойденное, ибо в нем впервые расцветает толстовский гений…». Большое впечатление произвели «Казаки» и на Э. Хемингуэя.
«…Оленин слишком сильно сознавал в себе присутствие этого всемогущего бога молодости, эту способность превратиться в одно желание, в одну мысль, способность захотеть и сделать…»
«…он мало-помалу начал вникать в эту красоту и почувствовал горы. С этой минуты все, что только он видел, все, что он думал, все, что он чувствовал, получало для него новый, строго величавый характер гор... «Теперь началось», — как будто сказал ему какой-то торжественный голос».
«Для того чтоб быть счастливым, надо одно — любить, и любить с самоотвержением, любить всех и все, раскидывать на все стороны паутину любви: кто попадется, того и брать».
«И я стал спрашивать себя: не люблю ли я ее? Но ничего похожего на то, как я воображал это чувство, я не нашел в себе. Это было чувство, не похожее ни на тоску одиночества и желание супружества, ни на платоническую, ни еще менее на плотскую любовь, которые я испытывал. Мне нужно было видеть, слышать ее, знать, что она близко, и я бывал не то что счастлив, а спокоен».
«— Старик, а что говоришь! — сказал Оленин. — Ведь это грех!
— Грех? Где грех? — решительно отвечал старик. — На хорошую девку поглядеть грех? Погулять с ней грех? Али любить ее грех?.. Нет, отец мой, это не грех, а спасенье. Бог тебя сделал, бог и девку сделал. Все он, батюшка, сделал. Так на хорошую девку смотреть не грех. На то она сделана, чтоб ее любить да на нее радоваться…»