Героиня романа И. С. Тургенева «Накануне» (1859 г.), девушка из дворянской семьи, связавшая себя с революционным движением, самый яркий образец «тургеневской девушки».
«Накануне». Фрагмент аудиокниги. Читает Радик Мухаметзянов
«Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями… сжатый рот и довольно острый подбородок. Во всем её существе… было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных».
Главная черта Елены — сочувствие людям, милосердие: «она с детства жаждала деятельности, деятельного добра; нищие, голодные, больные её занимали, тревожили, мучили; она видела их во сне, расспрашивала об них всех своих знакомых; милостыню она подавала заботливо, с невольною важностью, почти с волнением. Все притеснённые животные… даже насекомые и гады находили в Елене покровительство и защиту…»
На волне общественного подъёма, предшествовавшего отмене крепостного права, И. С. Тургенев задумался о новом герое времени. И нашел его… в образе девушки, которая порывает с привычным благополучием и уходит в самоотверженную борьбу за счастье других людей. Сам автор признавался: «Фигура главной героини, Елены, тогда ещё нового типа в русской жизни, довольно ясно обрисовывалась в моём воображении; но недоставало героя, такого лица, которому Елена, при её ещё смутном, хотя и сильном стремлении к свободе, могла предаться». Очень помог писателю найти сюжетную линию дневник одного знакомого, Василия Каратеева, который поведал о своей несчастной влюблённости в девушку, которая предпочла ему болгарского революционера Николая Катранова. История Катранова прослеживается в судьбе Инсарова, который также умер от скоротечной чахотки в Венеции.
Двое юношей — будущий учёный Пётр Берсенев и скульптор Павел Шубин — предаются «каникулярной» жизни, и оба связаны с богатым семейством Стаховых. Вокруг дачи Стаховых в Кунцеве (тогда «в Кунцове», под Москвой) и развернутся основные события. Кажется, всеобщее летнее ничегонеделание не может быть ничем нарушено. И вдруг дочь хозяев дачи Елена знакомится с полунищим болгарским студентом Дмитрием Инсаровым. Сперва он не нравится ей, но однажды во время прогулки спасает её от огромного пьяницы. Чувство к Дмитрию Инсарова пробуждается в Стаховой. У Елены, девушки волевой и обаятельной, аж три возможных жениха: будущий известный учёный, будущий модный скульптор и уже состоявшийся деловой «карьерный» джентльмен. Она же выбирает безродного чужака-бедняка, «болгара» (так в тексте), РЕВОЛЮЦИОНЕРА!.. Елена с Инсаровым уезжают сперва в Италию, а после путь их должен лежать в Болгарию, тогда боровшуюся с турецким игом. В Венеции обнаруживается, что Инсаров смертельно болен. Он умирает на руках Елены. Она сопровождает его тело на родину, а затем связывает свою жизнь с борьбой болгар против турецкого ига, становится сестрой милосердия.
Елена Стахова — пожалуй, самая решительная и яркая из череды знаменитых «тургеневских девушек», тип которых, кстати, писатель придумал (таково было мнение Л. Н. Толстого). Придумал — да в точку попал, с тех пор такие девушки стали появляться в русском обществе. Не барышни, мечтающие об удачном замужестве, достатке и семье, а деятельницы. Критик Н. А. Добролюбов в статье «Когда же придёт настоящий день?» выразил суть образа Елены Стаховой и смысл романа напрямик: «В ней сказалась та смутная тоска по чём-то, та почти бессознательная, но неотразимая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь всё русское общество, и даже не одно только так называемое образованное. В Елене так ярко отразились лучшие стремления нашей современной жизни, а в её окружающих так рельефно выступает вся несостоятельность обычного порядка той же жизни, что невольно берёт охота провести аллегорический параллель... Эта тоска ожидания давно уже томит русское общество, и сколько раз уже ошибались мы, подобно Елене, думая, что жданный явился, и потом охладевали».
Выводы Добролюбова (по сути, критик «звал» революцию) напугали либерала Тургенева и стали одной из главных причин его разрыва с левым крылом редакции журнала «Современник», который тогда был властителем дум всей читающий (=думающей) России.
«Благонамеренные» и светские круги считали образ Елены Стаховой вызовом чуть ли не общественной нравственности, назвали её «Дон-Кихотом в юбке» и шутили: «Это “Накануне” никогда не будет иметь своего завтра». Бедный Тургенев, по собственным словам, стал испытывать желание вообще «подать в отставку из литературы».
«Накануне» — не главный шедевр Тургенева. Но есть что-то удивительно обаятельное и притягательное в истории Елены Стаховой и «болгара» Инсарова: обещание перемены к лучшему, притом что трагизм жизни здесь тоже явлен в полной мере. «Каждому, каждому в лучшее верится» — в любую эпоху. Разве нет? В этом и заключается актуальность этого небольшого романа. И в том, что молодости всегда свойственно перекроить жизнь по-своему.
«Я Анну Васильевну уважаю от всего сердца, она же моя благодетельница; но ведь она курица. Откуда же взялась эта душа у Елены? Кто зажёг этот огонь?» (О матери Елены)
«Елена посмотрела на него сбоку.
— Вы очень любите свою родину? — произнесла она робко.
— Это ещё не известно, — отвечал он. — Вот когда кто-нибудь из нас умрет за неё, тогда можно будет сказать, что он её любил».
«Елена подняла на него глаза.
— Я подумала, — промолвила она… — я подумала, что вы всегда знаете, что делаете, и что вы ничего дурного не в состоянии сделать».
«— …Когда ж наша придёт пора? Когда у нас народятся люди?
— Дай срок, — ответил Увар Иванович, — будут».