персонажи произведения авторы О проекте

Евгений Васильевич Базаров

Герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1860–1861 гг.), первый значительный образ нигилиста, разночинца-демократа в русской литературе.

Медиа

«Отцы и дети». Фрагмент аудиоспектакля. В роли Евгения Базарова — Сергей Чонишвили.

Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.

Внешность

«Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

— Душевно рад, — начал он, — и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь... позвольте узнать ваше имя и отчество?

— Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Характер

Базаров всячески культивирует свою самостоятельность и независимость. Опереться на авторитет традиции он не может, не хочет — полагая все это ветошью. «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои», — заявляет он. К другу Аркадию относится снисходительно, с людьми отживших (по его мнению) убеждений откровенно, до почти грубости, насмешлив. На словах отрицает всякие проявления романтизма, но отнюдь не лишен благородных чувств, в чем его самого убеждает любовь к Одинцовой. Добрые свои чувства скрывает за нарочитой грубоватостью. Очень волевой человек: «Кто злится на свою боль — тот непременно ее победит». Умирает мужественно, ясно осознавая это, в словах его чувствуется горечь от несостоявшейся большой судьбы: «Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове». В этом заключен парадокс образа: человек будущего, Базаров раньше остальных уходит из жизни.

История создания

Роман писался на переломе российской истории: в 1860–1861 гг. «Отцы и дети» — высшее достижение Тургенева в прозе. И. С. Тургенев заметил по поводу замысла «Отцов и детей»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?» Писатель признавался, что зерно образа Базарова — реальный человек, какой-то молодой провинциальный доктор, встреченный им случайно. Почуял Иван Сергеевич: вот оно — будущее, герой завтрашнего дня. Писателю, по его признанию, представлялась фигура мощная, мрачная, в сущности, чуждая ему человечески и социально, но привлекательная силой своих убеждений и цельностью, за которой — будущее. Среди прототипов называют также выдающихся литературных критиков-шестидесятников Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева.

Сюжет

Весна 1859 г. В именье Кирсановых Марьино приезжает молодой барин Аркадий Николаевич со своим университетским другом Евгением Базаровым. Базаров — сын полкового лекаря, нарочито грубоват и прям в аристократической гостиной отца своего друга Николая Петровича и его брата Павла Петровича. Между Павлом Петровичем и Базаровым возникают принципиальные споры, в результате дело дойдет до дуэли. В городе на балу у губернатора Базаров знакомится с богатой молодой помещицей Анной Сергеевной Одинцовой, она приглашает Базарова и Аркадия пожить в ее имении Никольском. Базаров, до того скептик и циник, вдруг чувствует, что влюблен в Одинцову. Та также увлекается этим сильным и необычным для нее человеком, однако отдаться чувству не решается, превыше всего ценя свой покой и комфорт. Словно рок какой-то тащит Евгения в бедный домик его родителей. Здесь он пользует крестьян как врач, заражается трупным ядом и умирает, перед смертью признавшись Одинцовой в любви. После его смерти все основные персонажи романа обретут свое счастье или хотя бы спокойное существование. Так, Аркадий женится на младшей сестре Одинцовой Кате, Николай Петрович оформит отношения с любимой женщиной. Только родители Базарова будут неутешно оплакивать своего сына, так рано покинувшего этот мир.

Истолкования, влияние на культуру

Осторожный автор сделал Евгения Базарова, этого посланца из будущего, гостем пока на Земле. Отклики на роман были столь же эмоциональными, сколь и разными. Д. И Писарев упрекал автора за то, что его Базаров слишком узок, чужд прекрасному, что писатель, скорее, подметил некое явление, чем смог понять его и тем более принять. Ф. М. Достоевский, напротив, увидел в тоскующем и беспокойном Базарове признаки «великого сердца». Позже М. Горький обратил внимание на то, что Базаров естественный, искренний человек и демократ не на словах, а по сути своей. Доказательство этому — отношение к нему простых людей и детей, с которыми он отнюдь не сюсюкает, но которые любят его. Интересно, что и в наше время остается открытым вопрос, насколько образ Базарова — историческая перспектива, а насколько он чужд естественному течению жизни.

Ключевые цитаты

«Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например… А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

«— Мы действуем в силу того, что признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».

«Сперва нужно место расчистить».

Автор произведения:
Произведение: