персонажи произведения авторы О проекте

Дмитрий Николаевич Рудин

Герой романа И. С. Тургенева «Рудин» (1855, 1860 г.), молодой бедный дворянин, один из проповедников передовых идей 1840-х гг., яркий образец так называемых лишних людей.

Внешность

«Вошел человек лет тридцати пяти, высокого роста, несколько сутуловатый, курчавый, смуглый, с лицом неправильным, но выразительным и умным, с жидким блеском в быстрых темно-синих глазах, с прямым широким носом и красиво очерченными губами. Платье на нем было не ново и узко, словно он из него вырос».

Характер

Рудин образован, умен, он воспламеняется от собственных слов. Нельзя сказать, что он — «слов модных полный лексикон». Его речи изобличают и передовые для того времени убеждения. Но он, конечно, не деятель — он артист, впрочем, способный так воодушевиться, что и своей жизни не пожалеет. Скорее, он человек увлекающийся. «Это голова, быстро раскаляющаяся и быстро остывающая» (Д. И. Писарев). Однако увлекается передовыми идеями он вполне бескорыстно: ни состояния Рудин этим себе не нажил, ни карьеры не сделает. В своем увлечении либеральными идеями он вовсе не прагматичен. Рудин — «продукт» того воспитания и той общественной атмосферы николаевской России, которая заведомо выбраковывала людей его взглядов из рядов активных участников жизни. Однако жизнь его не бесплодна: его историческое призвание — разбудить молодые души (Натальи, учителя Басистова).

История создания

«Рудин» — первый большой текст (роман!) Тургенева, на котором автор перешел к большому жанру. Прототипами некоторых персонажей стали известные (и коротко знакомые Тургеневу) лица. В образе богатой и знатной помещицы Дарьи Михайловны Ласунской выведена А. О. Смирнова-Россет — знакомая Пушкина и Жуковского, которую Тургенев, впрочем, считал «двоедушной и лицемерной». Прототипами Рудина стали лидер русских анархистов М. А. Бакунин и знаменитый историк, глава наших «западников» Т. Н. Грановский. Впрочем, А. И. Герцен считал, что Рудин — это прежде всего «Тургенев 2-й, наслушавшийся философского жаргона молодого Бакунина». Роман был написан в 1855 г., но в 1860 г. Тургенев приписал еще эпилог, где герой гибнет на баррикадах в Париже в 1848 г. Написание эпилога было вызвано резким несогласием автора с оценкой Рудина как никчемного человека в статье Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» (1859 г.).

Сюжет

Богатая и знатная дама высшего общества Дарья Михайловна Ласунская проводит лето в своем роскошном имении, где пытается организовать нечто вроде литературного салона. В ее доме появляется некто Дмитрий Николаевич Рудин, человек образованный, красноречивый, передовых взглядов. Дарья Михайловна покровительствует ему, хотя известно, что вмешательство Рудина в свое время (в студенческие годы его) помешало соседнему помещику Лежнёву жениться на любимой девушке. Вероятно, та увлеклась блестящим говоруном Рудиным… И теперь ситуация повторяется, как дурной (для соперника Рудина, теперь другого человека) сон. Дело в том, что дочь Ласунской 17-летняя Наталья увлеклась Рудиным и готова стать его женой. Это ввергает в депрессию влюбленного в нее помещика Волынцева. Конечно, «передовая» Дарья Михайловна и слышать не хочет о браке своей дочери с бедняком без всякого положения в обществе. Наталья готова бежать с Рудиным, но тут уже он смущен ее горячностью. Говорить — это одно, а действовать — совсем другое. Наталья испытывает глубочайшее разочарование в своем только что кумире. Через два года она благополучно выйдет за респектабельного и любящего Волынцева, Лежнёв тоже найдет свое счастье (наконец-то), а вот Рудин… Он исколесит всю Европу и погибнет на революционной баррикаде в Париже в 1848 г.

Истолкования, влияние на культуру

Этот небольшой роман поднял высокую волну в критике. При опубликовании текста отзывы П. В. Анненкова, Н. А. Некрасова и К. С. Аксакова были весьма доброжелательными. Но время очень быстро менялось: уже в 1859 г. сочувственный по отношению к образу Рудина тон сменился на резко пренебрежительный (статья Добролюбова). Если Рудин был близок дворянской интеллигенции 1840-х гг. уже тем одним, что пропагандировал передовые для того времени взгляды, то в 1860-е гг. — годы революционного подъема — краснобай без воли к реальным действиям казался уже устаревшей и нелепой фигурой. Тогдашние молодые шестидесятники не оценили значения Рудина для душной атмосферы 1840-х, чем сильно задели Тургенева. В любом случае, образ Рудина пополнил собой галерею «лишних людей» русской классики.

Ключевые цитаты

«Кто вправе сказать, что он не принесет, не принес уже пользы? что его слова не заронили много добрых семян в молодые души, которым природа не отказала, как ему, в силе деятельности, в умении исполнять собственные замыслы?»

«Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие — архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть».

«Любовь — в ней всё тайна: как она приходит, как развивается, как исчезает. То является она вдруг, несомненная, радостная, как день; то долго тлеет, как огонь под золой, и пробивается пламенем в душе, когда уже всё разрушено; то вползает она в сердце, как змея, то вдруг выползет из него вон…»

«Но не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас… Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотою и жизнью; а где красота и жизнь, там и поэзия».

Автор произведения:
Произведение: