Герой романа И. С. Тургенева «Рудин» (1855, 1860 г.), молодой бедный дворянин, один из проповедников передовых идей 1840-х гг., яркий образец так называемых лишних людей.
«Вошел человек лет тридцати пяти, высокого роста, несколько сутуловатый, курчавый, смуглый, с лицом неправильным, но выразительным и умным, с жидким блеском в быстрых темно-синих глазах, с прямым широким носом и красиво очерченными губами. Платье на нем было не ново и узко, словно он из него вырос».
Рудин образован, умен, он воспламеняется от собственных слов. Нельзя сказать, что он — «слов модных полный лексикон». Его речи изобличают и передовые для того времени убеждения. Но он, конечно, не деятель — он артист, впрочем, способный так воодушевиться, что и своей жизни не пожалеет. Скорее, он человек увлекающийся. «Это голова, быстро раскаляющаяся и быстро остывающая» (Д. И. Писарев). Однако увлекается передовыми идеями он вполне бескорыстно: ни состояния Рудин этим себе не нажил, ни карьеры не сделает. В своем увлечении либеральными идеями он вовсе не прагматичен. Рудин — «продукт» того воспитания и той общественной атмосферы николаевской России, которая заведомо выбраковывала людей его взглядов из рядов активных участников жизни. Однако жизнь его не бесплодна: его историческое призвание — разбудить молодые души (Натальи, учителя Басистова).
«Рудин» — первый большой текст (роман!) Тургенева, на котором автор перешел к большому жанру. Прототипами некоторых персонажей стали известные (и коротко знакомые Тургеневу) лица. В образе богатой и знатной помещицы Дарьи Михайловны Ласунской выведена А. О. Смирнова-Россет — знакомая Пушкина и Жуковского, которую Тургенев, впрочем, считал «двоедушной и лицемерной». Прототипами Рудина стали лидер русских анархистов М. А. Бакунин и знаменитый историк, глава наших «западников» Т. Н. Грановский. Впрочем, А. И. Герцен считал, что Рудин — это прежде всего «Тургенев 2-й, наслушавшийся философского жаргона молодого Бакунина». Роман был написан в 1855 г., но в 1860 г. Тургенев приписал еще эпилог, где герой гибнет на баррикадах в Париже в 1848 г. Написание эпилога было вызвано резким несогласием автора с оценкой Рудина как никчемного человека в статье Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» (1859 г.).
Богатая и знатная дама высшего общества Дарья Михайловна Ласунская проводит лето в своем роскошном имении, где пытается организовать нечто вроде литературного салона. В ее доме появляется некто Дмитрий Николаевич Рудин, человек образованный, красноречивый, передовых взглядов. Дарья Михайловна покровительствует ему, хотя известно, что вмешательство Рудина в свое время (в студенческие годы его) помешало соседнему помещику Лежнёву жениться на любимой девушке. Вероятно, та увлеклась блестящим говоруном Рудиным… И теперь ситуация повторяется, как дурной (для соперника Рудина, теперь другого человека) сон. Дело в том, что дочь Ласунской 17-летняя Наталья увлеклась Рудиным и готова стать его женой. Это ввергает в депрессию влюбленного в нее помещика Волынцева. Конечно, «передовая» Дарья Михайловна и слышать не хочет о браке своей дочери с бедняком без всякого положения в обществе. Наталья готова бежать с Рудиным, но тут уже он смущен ее горячностью. Говорить — это одно, а действовать — совсем другое. Наталья испытывает глубочайшее разочарование в своем только что кумире. Через два года она благополучно выйдет за респектабельного и любящего Волынцева, Лежнёв тоже найдет свое счастье (наконец-то), а вот Рудин… Он исколесит всю Европу и погибнет на революционной баррикаде в Париже в 1848 г.
Этот небольшой роман поднял высокую волну в критике. При опубликовании текста отзывы П. В. Анненкова, Н. А. Некрасова и К. С. Аксакова были весьма доброжелательными. Но время очень быстро менялось: уже в 1859 г. сочувственный по отношению к образу Рудина тон сменился на резко пренебрежительный (статья Добролюбова). Если Рудин был близок дворянской интеллигенции 1840-х гг. уже тем одним, что пропагандировал передовые для того времени взгляды, то в 1860-е гг. — годы революционного подъема — краснобай без воли к реальным действиям казался уже устаревшей и нелепой фигурой. Тогдашние молодые шестидесятники не оценили значения Рудина для душной атмосферы 1840-х, чем сильно задели Тургенева. В любом случае, образ Рудина пополнил собой галерею «лишних людей» русской классики.
«Кто вправе сказать, что он не принесет, не принес уже пользы? что его слова не заронили много добрых семян в молодые души, которым природа не отказала, как ему, в силе деятельности, в умении исполнять собственные замыслы?»
«Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие — архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть».
«Любовь — в ней всё тайна: как она приходит, как развивается, как исчезает. То является она вдруг, несомненная, радостная, как день; то долго тлеет, как огонь под золой, и пробивается пламенем в душе, когда уже всё разрушено; то вползает она в сердце, как змея, то вдруг выползет из него вон…»
«Но не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас… Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотою и жизнью; а где красота и жизнь, там и поэзия».