Один из главных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», тупой, наглый и ленивый юный барич.
Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко
Митрофанушка — парень лет 16-ти, откормленный, неуклюжий, обряженный по-домашнему, в плохо сшитый крепостным портняжкой кафтан («Тришкин кафтан»), но порой его играют одетым не без покушений на тогдашнюю элегантность: добавляют на шею бант или жабо на рубашку.
Ключевое слово для понимания характера Митрофана, да и смысла всей комедии — недоросль. Недоросль — юный дворянин, не получивший свидетельства об образовании — без чего, по законам Петра Великого, он не мог ни служить, ни жениться. Однако «Манифестом о вольности дворянской» 1762 г. Петр III, по сути, освободил дворян от каких-либо обязательств перед государством и обществом. Фраза Митрофана: «Не хочу учиться, хочу жениться!» — не просто смешная. Это лозунг целого (первого) поколения «освобожденных» от обязанностей перед государством (и обществом!) дворян. С точки зрения просветителя Фонвизина, освобождать дворян от образования и моральных «скреп» никак нельзя, и пример тому — все семейство Простаковых, темное, неграмотное и обуреваемое низменными страстями. Мать потворствует Митрофану в его лени и обжорстве, он примитивный, но избалованный юноша. Забитый женой отец Митрофанушки с удовольствием отмечает, что его отпрыск еще сохраняет некую буйную непосредственность: «…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости истинно не верю, что он мой сын». При этом Митрофан очень точно понимает, кто в доме хозяин. Отца он в грош не ставит, а матери льстит. Однако родительскую любовь не ценит, не любит своих родных. На вопрос, что ему снилось, простодушно отвечает: «Да всяка дрянь в голову лезла, то ты, батюшка, то ты, матушка». В минуту, самую злую для утратившей власть матери, говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». И все же Митрофан не абсолютный тупица. Он сметлив в житейских делах и пытается выкручиваться (уж как может) там, где ничего не знает. На вопрос, слово «дверь» существительное или прилагательное, Митрофан уверенно отвечает: «прилагательна», «Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна». Что ж, учеба и служба, на которую его отправляет Правдин, могут из Митрофана выстругать если не хорошего человека, то хотя бы более-менее исправного служаку…
Замысел «Недоросля» сложился у Д. И. Фонвизина к 1778 г., после его поездки во Францию, где писателю так понравились искрометные комедии. Однако он решил написать нечто подобное именно из русской жизни. Тем более что задел уже был: исследователи нашли текст комедии «Недоросль», относившийся еще к началу 1760-х гг. Но текст того, раннего, «Недоросля» сильно отличается от классического, и даже неизвестно, Фонвизин ли его автор. Свою комедию Фонвизин завершил к 1782 г.
В доме помещиков Простаковых царит госпожа Простакова, грубая, крикливая и властная женщина. Она полностью подчинила себе мужа и всячески потворствует ленивому и тупому сыну Митрофану — собственно, «недорослю». В доме воспитывается дальняя родственница Простаковых Софья. Узнав, что она получит богатое приданое, Простакова с Митрофаном и Скотинин (брат Простаковой) начинают интриги, чтобы захватить эти деньги. Между тем правительство уже наслышано о злодеяниях Простаковой. Оно посылает разобраться к ней в деревню чиновника Правдина и воинскую команду офицера Милона. Является и богатый дядя Софьи Стародум. В результате, как в классицистической комедии и положено, порок будет наказан, а добродетель восторжествует.
Комедия Фонвизина сразу завоевала сердца читателей и слушателей. Приглашенные на обед забывали о яствах, если читали вслух отрывки из «Недоросля», и еду приходилось не раз и не два разогревать. Однако Екатерина II числила автора в группировке оппозиционных к ней придворных во главе с Н. И. Паниным и препятствовала постановке комедии. Без вмешательства Потемкина (однокашника Фонвизина и человека широкого) «Недоросль» вряд ли пробился б на сцену. Но таки пробился — и пережил настоящий триумф: зрители вскакивали с мест, стучали креслами об пол, швыряли туго набитые кошельки актерам. Причем восторг вызывали не сочные реплики «злодеев», а скучные нам теперь нравоучения Стародума и Правдина. В них звучали обличения нравов двора, тогда бившие в цель пребольно. Лишь через пять лет после премьеры в 1782 году «Недоросля» поставили при дворе: Екатерина хотела сделать этим подарок кузену автора и своему тогдашнему фавориту А. М. Дмитриеву-Мамонову. Но комедия, явленная вживе на сцене, так испортила ей настроение, что царица на целую неделю отставила фаворита от исполнения его фаворитских обязанностей.
А ведь это парадокс: Фонвизин («друг свободы», по Пушкину) — один из оппозиционеров в стране, где какое-либо другое мнение кроме официального считалось предосудительным, поклонник Руссо, «просветитель» — в то же время (объективно говоря) здесь, в комедии, вполне благонадежен. Стародума он списывает с отца-консерватора и вкладывает ему в уста свои мысли. Фонвизин насмехается над «дикими нравами» диких помещиков, не без намека на страшную Дарью Салтыкову (Салтычиху) дав героине фамилию Простакова. Но Салтычиха к тому времени уже без малого пятнадцать лет пребывала в темнице. Так что нет ничего удивительного, что автор уповает на справедливость правительства, которое ведь может (и должно бы!) положить предел злоупотреблениям жестоких«душевладельцев»-крепостников (образ Правдина). При этом Фонвизин вовсе не выступает против самого крепостного права, он лишь хочет, чтобы помещики были добронравны и справедливы.
А. С. Пушкин очень ценил «Недоросля» и вывел «Скотининых чету седую» в своем «Евгении Онегине». Н. В. Гоголь писал: «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы…». «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры», — вторил ему В. Г. Белинский.
По сути, «Недоросль» — первая глубоко национальная по духу пьеса на русском языке, предшественница прозы Гоголя и драматургии А. Н. Островского.
«П р а в д и н. Прямое достоинство в человеке есть душа».
«П р о с т а к о в а. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..»
«С к о т и н и н. Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет».
«С т а р о д у м. Вот злонравия достойные плоды».