персонажи произведения авторы О проекте

Нина Михайловна Заречная

Героиня пьесы А. П. Чехова «Чайка» (1896 г.), романтически настроенная наивная девушка, выбирающая путь артистки, вероятно, без большого на то основания.

Медиа

«Чайка». Фрагмент аудиокниги. Читает Александр Андриенко.

Внешность

Очевидно, Нина красива и даже довольно «эффектна», если ей поручают ведущие роли пусть и на заштатных сценах.

Характер

Нина — натура экзальтированная, не в меру (особенно поначалу) восторженная. Она мечтает об искусстве, но одаренность ее довольно слабенькая. В ее отсутствие влюбленный Треплев следит за артистической карьерой Нины и констатирует: «Бралась и она все за большие роли, но играла грубо, безвкусно, с завываниями, с резкими жестами. Бывали моменты, когда она талантливо вскрикивала, талантливо умирала, но это были только моменты…» При этом сама Нина вовсе не склонна трезво оценивать свои способности. Напротив, привычку к самообольщению и некоторый профессиональный опыт она принимает за вдохновение: «Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной». А что ей, собственно, еще остается? Погружение в реальную жизнь или сломает ее, или придется жить в состоянии самоанестезии, самоподвзвода, упрямо цепляясь за иллюзию творчества.

История создания

В 1895–1896 гг. Чехов написал пьесу, которую назвал «Чайка», обозначив ее как «комедию». Но хороша комедия, где главная героиня становится несчастной и одинокой, а главный герой кончает с собой!..

Сюжет

Нина Заречная — дочь соседа-помещика в имении Сорина. Отцом она нелюбима. Нина мечтает об искусстве, о карьере актрисы. Ее привлекают люди искусства. Ею увлечен племянник Сорина начинающий литератор Константин Треплев. В его новаторской («декадентской», с точки зрения традиционного искусства) пьесе Нина дебютирует на сцене любительского театра. Но и любительский театр, и не добившийся пока признания Треплев не привлекают больше Заречную. Она увлечена «настоящим» (признанным) талантом — маститым писателем Тригориным и уезжает за ним в Москву. Увы, для Тригорина Нина — лишь очередная прихоть, обременительная юная поклонница. Их роман кратковременен, после рождения ребенка не расположенный к семейной жизни Тригорин бросает Нину. Ребенок погибает, Нина становится провинциальной актрисой, причем отнюдь не звездой. Ее ждут бедность и унижения. Она продолжает любить искусство и Тригорина. Узнав, что он проездом в именье Сорина, Нина является туда, чтобы хоть в щелку взглянуть на своего кумира. Заодно она открывает душу Треплеву, заявляя, что главное в жизни нести свой крест, главное — терпение. Занятая собой, Нина не замечает, какое сокрушительное действие оказывают ее слова и ее, по сути, жалкая, неудавшаяся судьба на Треплева, так неуверенного в себе, в своих силах. Пожалуй, ее внезапный визит и становится той роковой каплей, что переполнит чашу его терпения и подвигнет к самоубийству.

Истолкования, влияние на культуру

Проблематика «Чайки» очень сложна и многообразна. Поиски счастья и смысла жизни вместе с поисками «новых форм» и путей в искусстве — публике и артистам эти темы «Чайки» стали близки лишь в новом, 20 веке. В. Ф. Комиссаржевская создала приподнятый, романтический образ Нины, которая беззаветно служит искусству, «высокому». Это истолкование образа Заречной наиболее традиционно сейчас, хотя текст пьесы такой однозначно возвышенной трактовке этого образа очевидно сопротивляется.

Ключевые цитаты

«Н и н а. Чудный мир! Как я завидую вам, если бы вы знали! Жребий людей различен. Одни едва влачат свое скучное, незаметное существование, все похожие друг на друга, все несчастные; другим же, как, например, вам, — вы один из миллиона, — выпала на долю жизнь интересная, светлая, полная значения... вы счастливы...»

«Н и н а. …Я — чайка… Не то. Я — актриса… Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле — все равно, играем мы на сцене или пишем — главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни».

«Н и н а. Груба жизнь!»

«Т р и г о р и н. Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку».

Автор произведения:
Произведение: