персонажи произведения авторы О проекте

Рафаэль де Валатнен

Фр. Raphael de Valentin. Главный герой романа (текст называют и повестью) О. де Бальзака «Шагреневая кожа» (1831 г.), молодой разорившийся аристократ, которого судьба искушает исполнением всех его суетных желаний, но ставкой в игре с судьбой становится его жизнь.

Медиа

«Шагреневая кожа». Фрагмент аудиокниги. Читает Валерий Захарьев.

Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.

Внешность

У Рафаэля де Валантена вполне традиционная для романтического героя внешность. Он привлекателен, но отмечен печатью рока. «Некая скрытая гениальность сверкала в глубине этих глаз, затуманенных, быть может, усталостью от наслаждений».

Характер

Рафаэль де Валантен от природы одарен и честолюбив: «Еще в детстве я решил стать великим человеком, и, ударяя себя по лбу, я говорил, как Андре Шенье: “Здесь кое-что есть!”» Однако силы воли достичь чего-то ему не хватает — в отличии от его менее одаренного, но более ловкого и энергичного приятеля Эжена де Растиньяка. Вот он наставляет Валантена: «Ты трудишься? Ну, так ты никогда ничего не добьёшься. Я мастер на все руки, но ни на что не годен, лентяй из лентяев, а всё-таки добьюсь всего! Я пролезаю, толкаюсь — мне уступают дорогу, я хвастаю — мне верят, я делаю долги — их платят!» Получив в руки талисман, способный исполнить любое его желание, Валантен буквально прожигает свою жизнь на пустяки. Человек без цели, он остается тем, кем был: капризным и безвольным карьеристом и, по сути, все тем же неудачником, ибо «Кто задолжал, тот разве может принадлежать себе?»

История создания

Импульс замыслу этого романа дала, вероятно, восточная сказка, в которой жизнь человека уподоблена куску волшебной кожи. Вот сюжетное зерно той философской «сказки», которая, по мысли Бальзака, «останется формулой нашего теперешнего века, нашей жизни, нашего эгоизма». Остро осознавая современное ему буржуазное общество как арену борьбы за удачу, где «всяк против всех», писатель задался целью исследовать, что случится с человеком, который не имеет воли к победе в этой всеобщей битве, но которого судьба искушает возможностью в сущности незаслуженного успеха? Он приходит к неутешительному выводу: «Смерть слабым! — вот завет высшего сословия, возникавшего у всех народов мира, ибо всюду возвышаются богатые, и это изречение запечатлено в сердцах, рожденных в довольстве и вскормленных аристократизмом». Издавая «Человеческую комедию», Бальзак поместил этот роман в раздел «Философские этюды».

Сюжет

В конце октября в здание Пале-Рояля — знаменитого парижского дворца, в котором помещалась тогда уйма игорных домов — вошел молодой бедно одетый человек. Во взгляде его игроки заметили какую-то страшную тайну, черты лица его выражали бесстрастность самоубийцы и тысячу обманутых надежд. Молодой человек — звали его Рафаэль де Валантен — проиграл в ту ночь свой последний наполеондор и решил покончить с собой. В меланхолии бродит он по промозглым набережным Сены, прощаясь с Парижем, который он так и не покорил. В свое время его отец разорился после падения Наполеона. Рафаэль поселился в мансарде дешевой гостиницы, которую содержала обедневшая баронесса Годэн. Как и многие молодые люди, Рафаэль мечтал через творчество добыть себе славу и достаток. Он пишет трактат о Воле. Но воли-то, кажется, ему и не хватило — или везения. Однако в ту ночь Рафаэль встречает странного старичка антиквара. Тот дарит ему кусок шагреневой кожи с вязью (арабской, но Бальзак пишет, что это санскрит): «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне <…> Желай — и желания твои будут исполнены <…> При каждом желании я буду убывать, как твои дни...»

И Рафаэль де Валантен возрождается к жизни! Все прихоти его исполнимы, все удовольствия — к его услугам. Париж, наконец, распахнул Рафаэлю свои объятья. Все желания его осуществляются, но ценой сокращения его собственной жизни. Об этом говорит ему волшебный кусок шагрени, который неумолимо скукоживается. Рафаэль станет богачом и маркизом де Валантен, неожиданное богатство обрушится и на дочь баронессы Годэн Полину — а их чувству так мешала проклятая бедность… Кажется, теперь они ровня; кажется, все теперь будет хорошо, а неумолимая шагрень — что ж, ценой своей жизни Полина готова разорвать страшные чары волшебного талисмана. Но — оставим вам самим узнать, что будет дальше.

Истолкования, влияние на культуру

«Шагреневая кожа»  принесла молодому тогда писателю громкую славу. Книга эта сама, как шагреневая кожа ее герою, открыла Бальзаку двери великосветских салонов, к которым писатель — плебей по происхождению  — был так неравнодушен… Роман Бальзака по форме мистический и любовный, по сути же — глубоко иронический. На это указывает эпиграф к нему из выдающегося ироника 18 века Л. Стерна, да и в самом тексте есть меланхолическое высказывание на эту тему: «Человек — шут, танцующий над пропастью!»

Ключевые цитаты

«Жалость — чувство, которое всего труднее выносить от других людей, особенно если действительно подаешь повод к жалости. Их ненависть — укрепляющее средство, она придает смысл твоей жизни, она вдохновляет на месть, но сострадание к нам убивает нас, оно еще увеличивает нашу слабость. Это — вкрадчивое зло, это — презрение под видом нежности или же оскорбительная нежность».

«…все несчастье одаренных людей состоит в разрыве между их стремлениями и возможностью их осуществлять».

«Мир принадлежал ему, он все мог — и не хотел уже ничего».

«Словом, убить в себе чувства и дожить до старости или же умереть юным, приняв муку страстей, — вот наша участь».

«Увы, на прихоти у нас всегда найдутся деньги, мы скупимся только на затраты полезные и необходимые. Танцовщицам мы бросаем золото без счета — и торгуемся с рабочим, которого ждет голодная семья».

Автор произведения:
Произведение: