Фр. David Séchard. Один из главных героев романа О. де Бальзака «Утраченные иллюзии» (1836–1843 гг.), провинциал из Ангулема, своим трудом и способностями добившийся тихого семейного счастья.
Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко
«Давид был того мощного сложения, каким природа наделяет существа, предназначенные для великой борьбы, блистательной или сокровенной. Широкая грудь и могучие плечи были в гармонии с тяжелыми формами всего его тела. Толстая шея служила опорой для головы с шапкой густых черных волос, обрамлявших смуглое, цветущее, полное лицо…, но, всмотревшись, вы открыли бы в складе толстых губ, в ямке подбородка, в лепке крупного широкого носа с впадинкой на конце — и особенно в глазах! — негасимый огонь единой любви, прозорливость мыслителя, пламенную печаль души, способной охватить горизонт от края и до края, проникнув во все его извивы, и легко пресыщающейся самыми высокими наслаждениями, едва на них падает свет анализа. Если это лицо и озарялось блистанием гения, готового воспарить, все же близ вулкана приметен был и пепел: надежда угасала от глубокого сознания своего общественного небытия, в которое безвестное происхождение и недостаток средств ввергает столько недюжинных умов».
Отец Давида груб и неграмотен, но посылает сына учиться типографскому ремеслу в Париж. Давид Сешар внешне совершенный мужлан, душу имеет тонкую, даже робкую, он поэт в душе. Собственно он то, что у нас называется «интеллигент в первом поколении». Давид склонен находить гармонию и душевный мир даже в неблагоприятных для себя обстоятельствах: обобранный (практически) братьями Куэнте, он находит радость в простой жизни в кругу любящей семьи. Он кроток и незлобив — и судьба по щедрой воле Бальзака полностью вознаграждает его за это.
«Утраченные иллюзии» — едва ли не главный роман в огромной галерее «Человеческой комедии», созданной Бальзаком. Здесь автору удалось ярко выявить главную тему всего цикла: выбор жизненного пути во многом зависит не только от социальных условий, но и от нравственного наполнения души каждого человека. Хотя главный герой романа легкомысленный и тщеславный Люсьен Шардон де Рюбампре, всецело положительный образ его друга Давида Сешара дополняет картину, созданную Бальзаком, и делает ее гораздо более объективной и полной. Давид Сешар фигурирует в первой и третьей частях романа — «Два поэта» и «Страдания изобретателя».
1819 г. В тихом провинциальном городе Ангулеме живут два неразлучных друга, впрочем, такие непохожие. Мечтательный красавчик Люсьен Шардон (по матери он принадлежит к древнему аристократическому роду де Рюбампре) — поэт. Он свяжется с местной «львицей» мадам де Баржетон и уедет с нею в Париж. Его ждут свои приключения: успех, затем разорение, затем связь с одним из королей уголовного мира Вотреном и, в конце концов, самоубийство. А друг его кряжистый богатырь Давид Сешар останется в Ангулеме. Отец-типограф, пьяница и скряга, продаст ему свою типографию на очень невыгодных для Давида условиях. Сам Давид бьется над выделкой нового сорта бумаги, более дешевой и качественной — и ему это удается. Но его конкуренты братья Куэнте через своего шпиона Серизе (он работал наборщиком у Сешара) и стряпчего Пти-Кло удалось разорить Давида и упрятать того в тюрьму. Дело ведь и в том, что легкомысленный Люсьен выписал на имя Сешара вексель на три тысячи франков. Встреча Шардона с Вотреном решает проблему: Люсьен посылает, наконец, нужную сумму Давиду. К тому времени Сешар уже его зять: он давно был влюблен в красавицу и умницу Еву, сестру Шардона, их брак счастлив необычайно. Да, Давиду придется на невыгодных условиях заключить сделку с братьями Куэнте, но какие-то деньги у него останутся. Он и Ева покупают поместье и живут там с двумя сыновьями и дочерью — живут просто и счастливо.
Бальзак чувствовал достоинства и значение своего романа, недаром посвятив его первому поэту эпохи — Виктору Гюго (хотя сперва хотел посвятить его Г. Берлиозу). Лучшим романом всего цикла называл «Утраченные иллюзии» М. Пруст. Скромная фигура Давида Сешара в сознании читателей, конечно, обычно бывает оттеснена блестящим Люсьеном на обочину. Между тем без горестной и все же счастливо завершившейся истории Давида «Утраченные иллюзии» потеряли бы часть своего и обаяния, и глубины, сведясь к истории очередного фирменного бальзаковского честолюбца. Давид Сешар не главный по сюжету, но главный и истинный по смыслу герой романа, недаром сам автор подчеркивал нравственный посыл, который он имел в виду, создавая подобные образы.
«Давид был из тех застенчивых и нежных натур, которые страшатся споров и отступают, стоит только противнику затронуть их сердце».
«У Давида Сешара, любимого женою, отца двух сыновей и дочери, достало выдержки никогда не вспоминать о своих опытах… Безвозвратно простясь со славой, он отважно вступил в ряды мечтателей и собирателей редкостей; он увлекается энтомологией, исследует таинственные доныне видоизменения тех насекомых, которых наука знает только в их последнем состоянии».