Граф Монте-Кристо; фр. Edmond Dantès, le comte de Monte-Cristo. Главный герой романа А. Дюма-отца «Граф Монте-Кристо» (1844–1846 гг.), оклеветанный соперниками и упрятанный ими в тюрьму молодой моряк, который затем получил блестящую возможность отомстить всем своим обидчикам.
У Эдмона Дантеса с самого начала внешность героя. «Это был юноша лет восемнадцати — двадцати, высокий, стройный, с красивыми черными глазами и черными, как смоль, волосами; весь его облик дышал тем спокойствием и решимостью, какие свойственны людям, с детства привыкшим бороться с опасностью».
Дюма создает максимально привлекательный образ: Эдмон отважен, благороден, умен. Он отнюдь не жесток. Аббат Фариа, наблюдая его, замечает: «…в вас природой заложено отвращение к убийству: такое отвращение, что вы об этом даже не подумали». При этом Эдмон остается убежденным индивидуалистом: «Может быть, мои слова покажутся вам странными, господа социалисты, прогрессисты, гуманисты, но я никогда не забочусь о ближних, никогда не пытаюсь защищать общество, которое меня не защищает и вообще занимается мною только тогда, когда может повредить мне».
В основе романа — подлинная история, которую можно было бы, конечно, «развернуть» в детектив. Но Дюма сделал из нее приключенческий, социальный, а в какой-то степени и философский роман. История же (реальная) началась в 1807 году. Молодой парижский сапожник Франсуа Пико был упрятан в тюрьму своим соперником Лупианом. В тюрьме Пико ухаживал за богатым итальянским священником, который, умирая, завещал ему свое состояние. Через семь лет Пико вышел из темницы и жестоко отомстил своим обидчикам. Правда, в деле был еще один свидетель. Он понял, кто убивает одного за другим сообщников Лупиана, выследил Пико и зверски его убил. Перед смертью он все рассказал священнику. Среди других источников сюжета чаще всего называют сказку о Синдбаде-Мореходе из «Сказок 1001 ночи». Написанный в 1844–1845 гг. роман принес Дюма всемирную славу и огромное состояние. Можно сказать, литературный персонаж щедро отблагодарил своего создателя… Свой замок под Парижем Дюма назвал Монте-Кристо.
Февраль 1815 года. Молодой моряк Эдмон Дантес передает одному из бонапартистов письмо Наполеона, который уже готовится к выступлению с острова Эльба. Сам Эдмон далек от политики, все его мысли о невесте — красавице Мерседес Эррера. Но у него есть соперники и завистники. Трое их — влюбленный в Мерседес рыбак Фернан Мондего, бухгалтер Данглар и сосед Дантеса портной Кадрусс — пишут донос на Эдмона. А помощник прокурора г-н де Вильфор, заботясь лишь о своей безопасности и карьере, дает делу ход. И вот уже Эдмон Дантес брошен в сырой каземат мрачного замка Иф — по сути, заживо погребен, ибо враги Бонапарта одержали окончательную победу и ждать пощады «заговорщику» теперь не приходится… Эдмон проведет в замке Иф шесть лет. Он будет близок к самоубийству, но встретит старика аббата Фариа, и тот перед смертью откроет ему тайну сокровищ, которые покоятся в пещере острова Монте-Кристо. Дантесу удастся бежать и завладеть кладом. Теперь он несметно богат. Наступает час возмездия… Эдмон становится главой мафиозного клана (выражаясь современными терминами), и это помогает ему отомстить последовательно всем своим обидчикам жестоко, изощренно. Те же, кто помогал ему в беде, получат от него щедрое вознаграждение.
Автор обыграл как минимум три важнейших для себя смысловых момента. Во-первых, удача приходит к герою в момент абсолютного отчаяния — и здесь Дюма выступает как убежденный оптимист. Во-вторых, дело возмездия герой берет на себя, не доверяя его ни богу, ни правосудию (ибо «Пути правосудия темны и загадочны»). То есть Эдмон Дантес действует как сын рационального и индивидуалистического 19 века, как вполне романтический герой. В-третьих, принципиально важен сам характер мщения. Ведь, по сути, баснословно богатый и связанный с контрабандистами граф Монте-Кристо — «крестный отец» настоящей мафиозной группировки, он запросто может приказать убить всех своих недругов. Однако Эдмон долго, методично распутывает прошлые преступления своих врагов и выводит их подноготную на всеобщее обозрение. Покарать преступников должны не преступники же (его друзья-разбойники), а сама судьба. Гибель его врагов должна проистекать из их же, врагов, характеров и обусловленных ими поступков. Они должны сами себя погубить, ведь добро сильнее зла! Вот почему герой приключенческого романа «Граф Монте-Кристо» стал своеобразным мифом всего 19 века, и этот сюжет так популярен до сих пор. Он о том, что добро должно все же восторжествовать, только нужно не терять надежды. Или, как пишет в своем письме сам Эдмон Дантес: «В мире нет ни счастья, ни несчастья. Все познаётся в сравнении. Только тот, кто безмерно страдал, способен испытать блаженство. Надо почувствовать вкус смерти, чтобы с удовольствием вкушать жизнь. Вся премудрость — в двух словах: ждать и надеяться!..» В качестве литературного заработка над переводом романа работал молодой А. П. Чехов — точнее, над сокращением перевода.
Жерар де Вильфор: «Бог властен преобразить будущее; в прошлом он ничего не может изменить».
«— Ну, знаешь! — ответил Данглар. — Если бы пришлось отвечать за всё то, что говоришь на ветер!
— Должен отвечать, когда то, что говоришь на ветер, падает другому на голову!»
«А человек достигнет совершенства лишь тогда, когда сможет, подобно божеству, создавать и уничтожать по своему желанию; уничтожать он уже научился — значит, половина пути уже пройдена».