персонажи произведения авторы О проекте

Мертей де, маркиза (фр. la marquise de Merteuil)

Героиня романа П. А. Ф. Шодерло де Лакло «Опасные связи» (1782 г.), по толкованию одних, законченная развратница, растленная мерзавка, по мнению других — чуть ли не предтеча женской эмансипации.

Медиа

Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.

Внешность

Маркиза — молодая светская дама и уже вдова, что не мешает ей вовсю соблазнять мужчин. Она очаровательна и умна, утонченна и раскованна, но внешне весьма благопристойна.

Характер

В восемьдесят шестом письме маркиза вполне открывает свою душу другу и идейному собрату виконту де Вальмону. «Заглянув в свое сердце, я по нему изучала сердца других. Я увидела, что нет человека, не хранящего в нем тайны, которой ему важно было бы не раскрывать». Ее самоутверждение (как и самоутверждение Вальмона) состоит в том, чтобы быть кукловодами чужих судеб, оставаясь неуязвимыми для козней других. Они — плоть от плоти светского общества, где главное — слыть, а не быть. Развратница де Мертей слывет недотрогой и делится с нами рецептом, как достичь этого. Умение быть безнравственной и благопристойной маркиза могла бы перенять у фаворитки королевы Марии-Антуанетты герцогини И. де Полиньяк, которая обчищала казну на громадные суммы, но при этом никогда не носила бриллиантов, полагая это «пошлостью». Лицемерит она гениально и похваляется этим перед Вальмоном: «Что совершили вы такого, чего бы я тысячу раз не превзошла?»

Конечно, маркиза знает толк в чувственных наслаждениях, но приходит к выводу, что они монотонны, если их не воодушевляют сильные чувства. Поэтому ее, прежде всего, занимает игра страстей (чужих). «Больше, чем к удовольствиям, де Мертей стремится к власти, и месть ей сладка. Вероятно, она еще в детстве страдала комплексом неполноценности, который и нашел потом свое выражение в жестокой мстительности. Развращать мужчин и женщин, ставить их в трагическое или смешное положение — в этом счастье мадам де Мертей» (А. Моруа). В решающую минуту она подгоняет заупрямившегося Вальмона ударом хлыста. Овладевая волей мужчин, она как бы восстанавливает справедливость, ведь в обществе ее времени женщина была лишена и социальной, и юридической самостоятельности.

История создания

С 1769 до 1775 год военный инженер Шодерло де Лакло служил офицером в Гренобле, в одном из французских гарнизонов. Он наблюдал жизнь местной знати, нравы которой были весьма легкомысленны. «Молодые люди получали от своих богатых любовниц деньги, уходившие на роскошные наряды и содержание бедных возлюбленных». Не будучи знатным человеком, Шодерло де Лакло не мог при королевском режиме претендовать на блестящую карьеру и решил продвинуться как романист. В 1782 году вышел его роман «Опасные связи», который сразу его прославил, хотя и заслужил репутацию безнравственной книги. Девушка, в которую автор был влюблен, отказала ему от дома. Тогда этот рыжий и скучный «сухарь» военный инженер, следуя рецептам своих героев, соблазнил ее, а после женился — и оба были очень счастливы в браке. В основу романа, полагают, заключены реальные обстоятельства и прототипы. Так, маркиза де ла Тур дю Пин-Монтобан была, как говорят, оригиналом маркизы де Мертей.

Сюжет

Прожженный ловелас виконт де Вальмон увлечен президентшей мадам де Турвель, такой набожной, такой недотрогой. Его бывшая любовница, а теперь главная поверенная его сердечных дел маркиза де Мертей планирует наказать графа де Жеркура, обидевшего ее. Она хочет, чтобы Вальмон расстроил помолвку графа с богатой девицей Сесиль де Воланж. Для этого нужна самая малость: обесчестить наивную Сесиль. Но Вальмон увлечен пока де Турвель (так некстати!), а Сесиль, кажется, вот-вот ответит взаимностью юному шевалье Дансени. И маркиза железной рукой ведет интригу к желанной себе развязке… Однако любовь — та же война. В результате вся сцена будет усеяна жертвами. Кару понесут и главные «злодеи» — Вальмон и Мертей. Но кому от этого станет легче?..

Истолкования, влияние на культуру

Роман сразу наделал шуму. Автора обвинили в безнравственности, в проповеди либертинажа (демонстративного попрания норм морали). Шодерло де Лакло отбивался: он лишь правдиво изобразил характеры и отношения. И добавлял: «На мой взгляд, разоблачить способы, которыми бесчестные люди портят порядочных, — значит оказать большую услугу добрым нравам». «“Опасные связи” в области романа были, в сущности, тем, чем на театре — “Женитьба Фигаро”: памфлетом на безнравственный, могущественный и корыстный класс. Лакло остерегался говорить о политике, но читатель сам заполнял вакуум и приходил к определенному выводу» (А. Моруа). Неслучайно во время торжества реакции роман был сожжен рукой палача (1823 г.). Романтики подняли героев Лакло на щит: в любовных отношениях Дж. Г. Байрон подражал в чем-то Вальмону. Стендаль видел в Шодерло де Лакло своего учителя. Напротив, А. С. Пушкин с пренебрежением отозвался о людях, которые ограничили свой кругозор этим романом. Ш. Бодлер полагал, что Лакло не безнравственен, он честнее современных ему авторов Ж. Санд и А. де Мюссе. Не утихли споры и в веке 20-м. «Нет никакого сомнения, — писал А. Жид, — что Лакло идет рука об руку с сатаной». И мнение прямо противоположное: «Дон Жуан или Вальмон говорит: “Никаких цепей; непрерывная смена желаний и наслаждений — в этом прелесть жизни”. Однако “Опасные связи” ясно показывают, что такой образ жизни не приносит счастья и что донжуанов порождает не желание, а воображение и гордость» (А. Моруа).

Ключевые цитаты

«Вы думаете, что мужчины любят так же, как и мы? Нет! Они любят счастье, которое испытывают; мы наслаждаемся счастьем, которое даём. Мужчины не могут посвятить себя только одной женщине…»

«Любовь, ненависть — выбирайте, что угодно: всё спит под одной крышей. И вы можете жить в двойном обличье — одной рукой ласкать, а другой наносить раны».

Автор произведения:
Произведение: