Одна из героинь повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969 г.), младший сержант, командир отделения. Выполняя боевое задание, погибает вместе со своим отделением.
«А зори здесь тихие…». Фрагмент аудиокниги. Читает Алексей Россошанский.
О Ритиной внешности много не говорится. Знаем лишь, что «эту Осянину он (Васков. — В. Б.) еще раньше выделил: строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Странная была Осянина…»
Из всех девушек ее отделения Рита самая взрослая. С подчиненными она сурова. Осянина целеустремленно мстит врагу, которого ненавидит «тихо и беспощадно». После гибели мужа она как бы вся окаменела от своего горя и ненависти к захватчикам. Но ведь рядом с ней у других людей горе не меньшее: у Жени Комельковой на глазах немцы расстреляли всю ее семью, но не истребили в ней самой жажду и радость жизни. Женя и Рита сходятся на общем для них горе потерь, и Рита несколько оттаивает: «Женькина судьба перечеркнула Ритину исключительность, и — странное дело! — Рита словно бы чуть оттаяла, словно бы дрогнула где-то, помягчела. Даже смеялась иногда, даже песни пела с девчонками, но сама собой была только с Женькой наедине». К ним присоединяется «замухрышка» Галя Четвертак, которая тоже тянется, прежде всего, к жизнелюбивой красавице Женьке. Рита внутренне довольно скованна, как всякая слишком правильная натура, но в ней есть стержень. Можно сказать, она тоже военная косточка, что автору весьма симпатично.
В основе повести — реальный подвиг группы из семи советских бойцов, которые ценой жизни не дали немецким диверсантам взорвать железнодорожное полотно на одном из участков Кировской железной дороги. В живых остался только командир бойцов, сержант. «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал». (Б. Васильев)
Май 1942 года. На незаметный участочек фронта в болотах Карелии к старшине Федоту Васкову прибывает группа девушек-зенитчиц, ведь старшина просил бойцов не пьющих и не гулящих. Какие же они разные, эти девушки! Красавица Женя Комелькова и совсем заморыш Галя Четвертак (по росту и фамилию в детдоме дали), простая деревенская девчушка Лиза Бричкина и образованная, знающая немецкий студентка МГУ Соня Гурвич. Среди них выделяется взрослостью командир отделения младший сержант Рита Осянина, ведь у нее уже сын. Рите всего 20, но она уже вдова: муж, красный командир-пограничник, погиб на второй день войны. И теперь она считает своим долгом отомстить за это. Рита отправляется на фронт санинструктором, потом оканчивает зенитную школу и становится настоящим бойцом — зенитчицей. На ее счету убитый фашистский летчик, который выбросился из сбитого самолета. И все равно она такая еще юная, такая, невзирая на грязь войны, чистая и женственная! И ей, и всему ее отделению придется погибнуть в этих карельских лесах. Короткая жизнь каждой — как вспышка, которая выхватывает из темноты целый мир, мир возможного (каждый раз своего) счастья... А все началось с того, что возвращаясь из города, где у Риты сын и больная мать, она заметила в лесу двух немцев. Васков понимает: это диверсанты, их цель — железнодорожное полотно. Он с группой девушек-бойцов идет ликвидировать диверсантов, но оказывается, что тех целых шестнадцать человек. Группе приходится маскироваться, а затем вступить в неравный бой. Каждая из девушек найдет свою смерть. Рита покончит с собой в безвыходной ситуации. Из группы уцелеет лишь старшина Васков. Он и расправится с фашистами. Осиротевшего сына Риты усыновит и воспитает, тот станет офицером Советской армии.
Васильев делает очень важный смысловой акцент, вроде и очевидный, но за громом победных маршей его еще надо было тогда глубоко осознать: война — не только сражения и подвиги, война — это убийство, гибель жизни. Написанная в годы «борьбы за мир» (так почти официально обозначал свою внешнюю политику Советский Союз 1960–1970-х) повесть сумела и воспеть воинский подвиг, и в то же время проклясть жестокость, антиприродность войны как таковой.
«Они даже простились не за руку: просто кивнули друг другу, и все. Лейтенант уехал на заставу и каждую субботу писал ей очень короткое письмо. А она каждое воскресенье отвечала длинным. Так продолжалось до лета: в июне он приехал в городок на три дня, сказал, что на границе неспокойно, что отпусков больше не будет и поэтому им надо немедленно пойти в загс».
«— У вас здоровый коллектив, Маргарита Степановна. Женщины на фронте, сами знаете, — объект, так сказать, пристального внимания. И есть случаи, когда не выдерживают».
«Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем она сама. Сын ее оставался сиротой, оставался совсем один на руках у болезненной матери, и Рита гадала сейчас, как переживет он войну и как потом сложится его жизнь».
«— Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!.. Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня! Пусть судят!..»