персонажи произведения авторы О проекте

Артем Горяинов

Главный персонаж романа З. Прилепина «Обитель» (2014 г.), молодой заключенный Соловецкого лагеря (СЛОН), деклассированный тип, способный лишь на бытовом уровне воспринимать все происходящее.

Внешность

Развернутого портрета Артема нет. Мы знаем лишь, что ему 27 лет, физически он крепок и никакой работы не боится. Вот его первое явление читателю: «Артем и Василий Петрович в отсыревшей и грязной одежде, с чёрными коленями, стояли на мокрой траве, иногда перетаптываясь, размазывая по щекам лесную паутину и комаров пропахшими землей руками». Далее: «Артем чуть прихрамывал — пока ходил за ягодами, подвернул ногу».

Характер

По сути, это фирменный для творчества Прилепина характер главного героя: озорник, анархист и гопник, навязчивый инфантил, зацикленный исключительно на себе. Это несимпатичный субъект, смесь ницшеанского сверхчеловека (по замаху претензий, по подростковому неумному своеволию) и человека массы, слабого, сентиментального, истеричного. Автор наделяет его значащей фамилией Горяинов. Через горе — преобразиться во что-то новое?.. ГорЯ — обновиться?.. Волей автора и очень логично для данного характера он и преобразуется — из стихийного бунтаря в «лагерную пыль», в сознательно незаметного зека, одержимого лишь одним инстинктом: выжить, дотянуть до свободы. «На Соловках Артем неожиданно стал понимать, что выживают, наверное, только врожденные чувства, которые выросли внутри, вместе с костями, с жилами, с мясом — а представления рассыпаются первыми». Угрызениями совести а-ля Раскольников (ведь он все же убийца, да еще отцеубийца!) Артем не терзается. Он лишь чувствует свою совершенную беспомощность перед свалившимися на его голову обстоятельствами, что подтачивает его волю, приводит к смирению. В итоге он словно впадает в душевный анабиоз.

История создания

В огромном тексте романа (около 800 страниц) критики находят заимствования из разных источников. Это и «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, и воспоминания академика Д. С. Лихачева (который послужил прототипом одного из персонажей — юного зека Мити Щелкачова), и дневник сотрудницы СЛОНа Галины Кучеренко (он приводится как приложение к основному тексту), и другие источники. Главный герой Артем Горяинов своим именем и фамилией созвучен с героем-рассказчиком Александром Петровичем Горянчиковым из «Мертвого дома» Ф. М. Достоевского. При этом автор сознательно использует бытовые анахронизмы и блатной язык уже нашего времени, приближая изображение к сегодняшнему читателю и создавая некую универсальную, вневременную картину «россиянской» жизни-судьбы.

Сюжет

Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), год 1929-й. Каторга, но пока еще с замахом на перевоспитание, на «перековку» заключенных — недаром начальник этого мрачного заведения Эйхманис называет его «лабораторией». Далеко не все персонажи романа догадываются, что СЛОН — все та же неистребимая модель русской жизни, какой она тянется через века: с крепостным театром, барским банным развратом, сладострастным палачеством и подневольным трудом на грани личного героизма. Однако и пылкой революционной веры в возможность перековки человека уже нет. Чувствуется в душах чекистов (у кого из них она есть) — растерянность: новая, светлая жизнь явно запаздывает. Главный герой романа — молодой зека Артем Горяинов. Сидит он за уголовное преступление, за убийство отца. В этом страшном поступке автору видится некий особый символ: сломалась связь времен. Хоть и кончил Артем гимназию, но от человека Cеребряного века в нем разве что интерес к поэзии теплится. А он, Серебряный век, дотлевает именно тут, на Соловках, — здесь его последнее пристанище и могила, не устает напоминать нам автор. Но для Артема безразличны что вера коммунистическая, что христианская; темы революции и гражданской войны, которыми все мыслящие персонажи так или иначе живут, его тоже не занимают. На долю Артема выпадут схватки с урками; покровительство главы СЛОНа Федора Эйхманиса (исторический Ф. И. Эйхманс, 1897–1938); горчащий и жгучий, на грани садомазо, роман с «комиссаршей» Галиной; попытка побега; долгое и бесплодное ожидание казни; попытка выжить, став совершенно незаметным и так дотянуть свой срок. Из «Послесловия» мы узнаем, что автор посетил дочь Эйхманиса в наши дни. В ее квартире нет советских книг, только русская классика. Женщина как бы исключила из своего духовного обихода советский опыт, ведь и отец ее стал жертвой репрессий. Между тем автор считает, что советский эксперимент был полезным для страны, для народа. Дочь Эйхманиса передает автору дневник Галины Кучеренко (эта женщина, кстати, была и любовницей Эйхманиса). Дальше следуют выдержки из дневника, где Галина анализирует свои отношения с Эйхманисом, политические взгляды, поведение заключенных, то ненавидящих начальство, то раболепных. Мы узнаем также, как сложилась судьба основных персонажей романа и что в 1930 г. Горяинова зарезали урки.

Истолкования, влияние на культуру

Роман был тепло встречен большинством критиков независимо от их общественной позиции . Кажется, Прилепин сознательно делает героя несколько вне его эпохи, вечным каким-то недорослем или подчеркнуто современным аполитичным товарищем. Писатель словно примеряет робу зека на себя и своего современника, исходя из мысли, что созданная на Соловках социальная модель для России может оказаться универсальной и что она так или иначе повторяется на нашей земле из века в век. Истина же — по Прилепину — вот она: «Русскому человеку себя не жалко, это главная его черта. В России все Господне попущение. Ему здесь нечем заняться. Едва Он, утомленный и яростный, карающую руку вознеся, обернется к нам, вдруг сразу видит: а вот мы сами уже, мы сами — ребра наружу, кишки навыпуск, открытый перелом уральского хребта, голова раздавлена, по тому, что осталось от лиц, ползает бесчисленный гнус. “Не юродствуй хотя бы ты, русский человек”. Нет, слышишь, я не юродствую, нет. Я пою».

Ежели так задумано, то Артем — тот «естественный человек», сосуд инстинктов, которому ценой испытаний придется во что-то еще дооформиться. Это принципиально обычный человек, «как все», и испытания приводят его именно к убеждению быть «как все», чтобы выжить. В этом смысле «Обитель» — роман воспитания и роман пути.

Меньше всего «Обитель» — роман-обличение (как произведения на ту же тему А. И. Солженицына или В. Т. Шаламова). Авторское отношение к «советскому эксперименту» исходит не столько из исторического опыта поколений, сколько из сегодняшней социальной ситуации, где Прилепин занимает позицию левака и патриота: «Я очень мало люблю советскую власть, — медленно подбирая слова, ответил я. — Просто ее особенно не любит тот тип людей, что мне, как правило, отвратителен».

Критик А. А. Кузьменков считает: главная мысль романа в том, что палач и жертва неотличимы друг от друга, одинаково жестоки и в равной степени омерзительны.

Ключевые цитаты

«Если Господь показывает тебе весь этот непорядок — значит, он хочет побудить тебя к восстановлению порядка в твоем сердце».

«Этот монастырь — он же с зубами!.. Он передавит всех, кто возомнил о себе».

«Бог здесь голый. Я не хочу на голого бога смотреть».

«Потом будут говорить, что здесь был ад. А здесь была жизнь. Что до ада — то он всего лишь одна из форм жизни, ничего страшного».

Автор произведения:
Произведение: