Героиня романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» (1925–1940 гг.), донская казачка, возлюбленная главного героя эпопеи Григория Мелехова, разделившая его трагическую судьбу.
Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко
Развернутого портрета Аксиньи в романе нет. Но из отдельных деталей складывается ее образ. С первых глав перед нами предстает женщина замечательной красоты. Полное тело, крутая спина, налитые плечи, черные вьющиеся волосы и руки, огрубевшие от работы. Статная, здоровая и сильная, Аксинья воплощает идеал красоты трудового казачества. Это полнокровный (во всех смыслах) народный образ. Автор особенно часто подчеркивает ее горящие глаза и полные яркие губы. В облике Аксиньи есть нечто манящее и даже «бесстыдное». Она вызывает зависть и недоброжелательность соседок. С годами Аксинья довольно быстро блекнет. Но каждая встреча ее с Григорием преображает, зажигает эту женщину.
Характер Аксиньи не менее противоречив, чем Григория, и дан в развитии. Сперва это «мужняя жена», которая пытается свыкнуться с горькой долей нелюбимой и вечно притесняемой супруги деспотичного человека. Яркая, «хищная» красота Григория, который стал оказывать Аксинье знаки внимания, сперва пугает и отталкивает ее. Но Григорий обаятелен и нежен — и как же Аксинье, созданной для любви, натуре страстной и чувственной, не откликнуться на то, чего она так давно ждет! С самого начала Аксинья и Григорий оказываются в неравном положении. Если Григорий сперва просто увлечен чувственной стороной их отношений безо всяких обязательств и «отягощений» с его стороны, то для Аксиньи ответить на его ухаживания — значит поставить себя под удар в самом прямом смысле слова. Не Григория, а ее эти отношения покроют бесчестьем, не с Григорием, а с ней жестоко расправится муж. Своей любви Аксинья жертвует гораздо бОльшим, чем Мелехов. Но с другой стороны, решившись на эту связь, она отдается ей безоглядней: терять-то Аксинье теперь уже нечего. Если в какие-то моменты Григорий разрывается между нею и женой Натальей, то Аксинье выбирать не из кого: муж Степан откровенно ей чужд. Ее измена с Евгением Листницким — результат безысходного положения, в котором Аксинья оказалась после смерти ребенка и при отсутствии мужа: «Меня нужда такой бессовестной сделала…» Трагический парадокс ее характера и судьбы в том, что, рожденная для любви и семьи, эта женщина оказывается лишенной возможности осуществить себя именно в рамках семейного «законного» счастья. Тем важнее для нее единственно светлое, что ей остается в жизни — всепоглощающая любовь к Григорию. Это чувство сильнее даже материнского инстинкта в Аксинье. Ее внимание к детям Григория от Натальи — тоже во многом продиктовано тем, что это его дети, похожие на него.
Сам автор так отзывался о своей героине: «Таких Аксиний у нас на Дону очень много было». Впрочем, исследователи полагают, что прототипом образа и судьбы Аксиньи стала мать писателя Анастасия Даниловна Черникова. Чтобы помешать ее отношениям с отцом писателя Александром Михайловичем Шолоховым, ее насильно выдали за казака Кузнецова. Но любовь оказалась сильней: Анастасия Даниловна сбежала от мужа и соединилась с любимым. Однако узаконить отношения им удалось лишь в 1913 году, после смерти Кузнецова. Кстати, родившийся в 1905 г. автор «Тихого Дона» считался незаконнорожденным и до 1913 года носил фамилию первого мужа матери — Кузнецов.
Судьба Аксиньи с юных лет сложилась драматично. В 16 лет ее изнасиловал пьяный отец, за что мать и брат Аксиньи его убили. На красавице казачке женится Степан Астахов, но этот довольно ленивый, ограниченный и скорый на расправу казак не может простить ей, что она не сохранила девство свое для мужа. Он бьет Аксинью страшно: ее воспоминания о муже — это воспоминания о его «железных руках». К тому же Степан изменяет ей почти демонстративно. Рождение ребенка не исправляет ситуацию, к тому же младенец вскоре умирает. До встречи с Григорием Мелеховым Аксинья живет со Степаном по привычке, выполняя всю тяжелую работу по дому и терпя от Степана и жестокие побои, и открытую неверность. Сын соседа Григорий дает ей то, чего она так хочет и чего была лишена в браке: настоящую страсть и ласку. Правда, окружающие смотрят на отношения Григория и замужней Аксиньи с осуждением, а муж зверски ее избивает. Чтобы отвадить Григория от Аксиньи, отец женит его на богатой и красивой Наталье Коршуновой. Аксинья полагает, что отношения ее с Мелеховым отныне закончены и даже проводит магический обряд «отлученья» рокового для нее любовника. Однако тщетно: отношения их возобновляются. Аксинья рождает от Григория девочку. Григорий и Аксинья отделяются от родных и нанимаются на работу в имение Листницких. Григорий уходит на фронт, дочь его умирает от скарлатины. Аксинья чувствует себя беспомощной и покинутой. Сын хозяина имения Евгений Листницкий оказывает ей знаки внимания и становится ее возлюбленным. Вернувшийся Григорий избивает Листницкого и возвращается к нелюбимой жене Наталье. Пройдет довольно много времени, разгорится Гражданская война, Григорий побывает и в стане красных, и в стане белых, он запутается на тропах гражданской смуты. И отношения его с Аксиньей возобновятся. Впрочем, Григорий не оставляет и Наталью. Однако узнав об измене мужа, она решает кустарным способом прекратить свою беременность и погибает. Треволнения Гражданской войны, в которой участвуют все Мелеховы, то разъединяют Аксинью с этой семьей, то вдруг сближают — сближает тревога за Григория. В глазах наступающей Советской власти он преступник. Григорий хочет уехать с Аксиньей на Кубань, однако случайная пуля обрывает жизнь Аксиньи.
Образ Аксиньи читатели с самого начала оценивали неоднозначно. Для иных Аксинья кажется «злой разлучницей», которая своего счастья не добилась (а как бы она могла это сделать?) и помешала добродетельной Наталье построить спокойную семейную жизнь с Григорием. Аксинья — образ трагический: ее судьба, ее страстная натура помножились на тяжелую для всех революционную «эпоху перемен». Для косной крестьянской и казачьей среды она и впрямь какая-то «беззаконная комета», бросающая вызов патриархальным устоям, которые, между прочим, не спасли ее саму от насилия даже со стороны родителя. Больше того: глубокий символизм образа Аксиньи в том, что ее «жизня похитнулась» с самого начала, задолго до начала гражданской смуты, первые раны были нанесены ей именно грубым укладом — разнузданным отцом и дремучим мужем. Тема «неположенной» любви, вне рамок традиционной семьи, стала почти общим местом в советской так называемой деревенской прозе 1950–1970-х гг. Такая ситуация доступней и наглядней всего показывает расшатывание «скреп» традиционной народной жизни.
« — Гриша… дружечка моя… родимый… давай уйдем. Милый мой! Кинем все, уйдем. И мужа, и все кину, лишь бы ты был…
— Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело…»
«Гришку отнять у всех, залить любовью».
Аксинья Григорию Мелехову: «Везде пойду за тобой, хоть на смерть».