Нем. Joachim Mahlke. Главный герой новеллы Г. Грасса «Кошки-мышки» (1961 г.), юный немец, внешне идеальный солдат (с точки зрения нацистской пропаганды), который разочаровывается в политике Гитлера и становится на путь пацифизма.
Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко
К началу Второй мировой войны Мальке исполнилось 14 лет. Внешне он ничем не выделялся из стайки своих одноклассников: такой же тощий и длиннорукий, а если ехал на велосипеде, то выглядел при этом весьма комично: «напряженный, лопоухий, с оттопыренными ярко-красными ушами». Он даже был освобожден от уроков физкультуры в школе, предоставив справки о болезни. Но начавшаяся война словно перековала его: Мальке упорно стал заниматься плаванием и сделался лучшим ныряльщиком среди пацанов. Автор-рассказчик отмечает, что несколько позже у Йоахима выделялось во внешности адамово яблоко — кадык, который при желании можно воспринять как символ скрытого могучего волевого начала юного Мальке. На шее Йоахим носит образок Мадонны, консервный нож и промасленную отвертку.
Мальке удивительно серьезный и по-своему истовый человек. Кажется, он шагнул в прозу Грасса из пушкинского знаменитого стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…»:
Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.
Как и герой Пушкина, Йоахим Мальке становится рыцарем девы Марии, образ которой освящает его жизнь: «В бога я, конечно, не верю. Обычная выдумка. Чтобы морочить людей. Единственное, во что я верую, — это Дева Мария. Поэтому я никогда не женюсь». Именно эта вера, в которой для юного Мальке воплощено все светлое и доброе, делает его, вроде бы потенциального «сверхчеловека» в духе идеологии третьего рейха, по-настоящему человечным и глубоким.
Мальке необычайно цельная и активная натура, и духовным движителем его становится самый трогательный образ европейской культуры. Он замкнут и сдержан, поскольку весь сосредоточен на своем идеале. При этом Йоахим не узкий фанатик, он глубоко человечен и чуток к жизни. Например, он мечтает стать клоуном — вероятно, потому что клоун умеет смешить и радовать, оставаясь серьезным и грустным. Йоахим Мальке — яркая личность, парадоксальная и глубокая индивидуальность. Среди товарищей он пользуется огромным авторитетом. Хотя сперва они называли Йоахима меж собой «хрящиком» и «тощим куренком», со временем за ним закрепилось иное, и вовсе не ироническое прозвище «Великий Мальке».
Собственно, в этом персонаже Грассу удалось блестяще решить одну из труднейших задач писателя — создать убедительный и обаятельный образ положительного героя, хотя с точки зрения расхожей «морали» дезертир Мальке должен бы быть антигероем.
«Кошки-мышки» — вторая часть «данцигской трилогии» Гюнтера Грасса. Кроме нее в трилогию входят большие романы «Жестяной барабан» (1959 г.) и «Собачьи годы» (1963 г.). Все три произведения — о годах гитлеризма в Германии, в них встречаются общие мотивы и персонажи.
Странный он типчик, этот Йоахим Мальке! Самый «резвый-гибкий-закаленный», каким призывает стать каждого немецкого юношу фюрер. Мальке и самый старший в компании ребят, самый сильный, развитый и самый крупный (во всех, даже заветных мальчишеских смыслах). Как, например, он здорово ныряет в затопленный польский тральщик и добывает оттуда всякую интересную военную всячину! В рубке сохранился воздух, так он там себе жилище организует, притащив из дома чучело белой совы и изображенье Мадонны. Кажется, никого на свете этот парень не любит, кроме девы Марии и железного креста — самой почетной военной награды гитлеровской Германии. Даже украдет ее у одного моряка, когда тот придет выступить с патриотической речью в их гимназию. За это его выгонят из гимназии. На фронте Мальке таки получит железный крест — свою законную «железяку». На побывке он, герой, хочет рассказать учащимся о реальной войне, ее мрачных буднях, но директор гимназии не допускает его к ребятам. И тогда Йоахим дезертирует — не из банальной трусости, а по убеждению.
Когда новелла появилась в 1961 году, разразился скандал. Против ведущего немецкого писателя ополчились и кавалеры «железяки», и моралисты, объявив Грасса антипатриотом, ненавистником католической церкви и аж порнографом. Потому что эта тихая новелла — одно из самых антимилитаристских произведений в немецкой литературе. И быть может, большая заслуга Грасса в том, что в двадцати городах Германии есть сегодня памятник немецкому… дезертиру. Тема Второй мировой войны до сих пор крайне болезненна для немецкого сознания, где чувство исторической вины и чувство ущемленной национальной гордости до сих пор играют в кошки-мышки.
Первая половина 20 века была ознаменована созданием мощных государственных тоталитарных по духу систем, которые рассматривали граждан как «расходный материал» или, в лучшем случае, как неразумных детей, которых нужно жестко «довести до ума», — в любом случае, как биомассу для своих социальных экспериментов. Однако горький опыт проживания в таких системах и трагический опыт двух мировых войн поставили во главу угла возвращение к гуманистическим ценностям. Тема нравственного выбора и ответственности каждого человека за свои поступки, а значит, и за свою эпоху стала ведущей в литературе второй половины века. Расцвела философия экзистенциализма. Новелла Г. Грасса появилась во время смены ориентиров, перехода от тоталитарных идеологических моделей к гуманистической. В Западной Германии эта ломка была в 1950–1960-е гг. особенно болезненной. Гюнтер Грасс стал одним из авторитетнейших интеллектуалов Европы.
«Разве существуют истории, у которых есть конец?»
«… У него сложилась особая — не хорошая и не плохая, а легендарная репутация».
«Я свое отвоевал, разве нет?.. Пускай теперь другие повоюют. Не то, чтобы я струсил, просто с меня довольно».