персонажи произведения авторы О проекте

Мечтатель

Герой-рассказчик в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи», образец романтически настроенной (и неустроенной в жизни) души.

Медиа

«Белые ночи». Фрагмент аудиокниги. Читает Валерий Пигаев.

Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.

Внешность

О внешности Мечтателя мы только можем строить предположения.

Характер

В своих очерках и ранних произведениях Достоевский выделил тип Мечтателя — человека, который в лабиринте огромного города живет своей глубокой и одинокой внутренней жизнью. «Мечтатель — если нужно его подробное определение — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. Селится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света, и уж если заберется к себе, то так и прирастает к своему углу, как улитка...» Мечтатель «Белых ночей» обитает почти затворником в мрачной, с паутиной в углах, зеленой комнатке. Он не знает не только любви — он и с девушкой еще ни разу в жизни не разговаривал по душам! И все же порой он впадает в приятную экзальтацию: «Я шел и пел, потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя, как и всякий счастливый человек, у которого нет ни друзей, ни добрых знакомых и которому в радостную минуту не с кем разделить свою радость». Мечтатель — натура светлая и жертвенная, на все готовая ради любимого человека. Он альтруист и, так сказать, одна из предтеч образа князя Мышкина.

История создания

Свою самую романтическую и светлую повесть Ф. М. Достоевский написал осенью 1848 г. В это время он увлекался прозой Э. Т. А. Гофмана, что сказалось на настрое и стиле повести. Черты самого молодого Достоевского угадываются в образе Мечтателя. (Образ Мечтателя был очень важен и для зрелого Достоевского: уже в 1870-е гг. он планировал написать роман «Мечтатель»). «Белые ночи» Достоевский аттестовал как «сентиментальный роман». Написана повесть незадолго до ареста, который переломил жизнь автора — так, что не случись его, мы бы, возможно, имели несколько другого писателя Достоевского. Более светлого — уж точно… Повесть посвящена поэту А. Н. Плещееву — прототипу главного героя. После каторги писатель в 1860 г. отредактировал текст, убрав чересчур наивные или сентиментальные, на его взгляд, пассажи, а в 1865 г. снял и посвящение Плещееву.

Сюжет

В одну из прогулок по Петербургу одинокий 26-летний Мечтатель знакомится с 17-летней Настенькой. Она тоже одинока ужасно: чтобы не убежала, слепая бабушка пришпиливает ее к своему платью. Впрочем, Настенька вырывается по временам из домашнего плена. У нее даже тайна есть: она ждет возвращения человека, которого полюбила. Мечтатель тоже полюбил Настеньку. И девушка в какой-то — злой для нее — миг готова дать согласие… Вдруг выясняется, что человек, которого Настенька любит, вернулся. Она покидает Мечтателя. Он вновь одинок. Все хорошее в его жизни — это несчастная любовь к Настеньке…

Истолкования, влияние на культуру

Повесть сразу причислили к лучшим творениям молодого автора. Сперва Достоевский видел образ Мечтателя в когорте «лишних людей», которые не могут практически реализовать себя в условиях николаевской реакции и уходят в мир грез. Но и для зрелого Достоевского образ Мечтателя оказался принципиально важен. Во-первых, он истолковал экзальтированность Мечтателя как следствие его отрыва от «ночвы», от «народа». Во-вторых, оборотной стороной возвышенного героя становится образ законченного индивидуалиста — героя «Записок из подполья» (1864 г.), где некоторые сюжетные линии «Белых ночей» переделаны в ерническом ключе. Черты Мечтателя использовал Достоевский и в образе Ивана Петровича — героя романа «Униженные и оскорбленные» (1861 г.). Критикам демократического лагеря 1860-х гг. «Белые ночи» казались чересчур романтичными, а герои лишенными душевной силы, с «тряпичными сердцами, с куричьими чувствами» (Н. А. Добролюбов). Повесть Достоевского о той поре, когда человек, вступая в жизнь, вроде еще не совсем свободен: так или иначе «пришпилен» к обстоятельствам жизни родителей, например. Но оставаться рабом этих обстоятельств он уже не в состоянии — и вот первый опыт любви и потери!.. Потери? Но и она оставляет в душе светлый, неизгладимый след. Так, во всяком случае, считает писатель, своей властью размыкая круг одиночества каждого из героев…

Ключевые цитаты

«Так, когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастие других; чувство не разбивается, а сосредоточивается...»

«Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

Автор произведения:
Произведение: