персонажи произведения авторы О проекте

Остап Бендер

Он же Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей; Остап Ибрагимович Бендер-Задунайский — главный герой романов И. А. Ильфа и Е. Петрова (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1927 г.) и «Золотой теленок» (1931 г.), ловкий молодой человек, мечтающий посредством афер разбогатеть.

Медиа

«12 стульев». Фрагмент аудиокниги. Читает Георгий Бальян.

Внешность

«Товарищ Бендер» молод: в «Двенадцати стульях» ему 27—28 лет, в «Золотом теленке» — 33 года. Он атлетического сложения, смугл, со светлыми глазами (то голубыми, то серыми, то карими), обаятелен. В г. Старгород Остап прибывает без носков и нижнего белья — знак того, что он их сносил в тюрьме, зато как верхняя одежда во время заключения хранилась на казенном складе и уцелела. Важнейшая деталь внешности — фуражка капитанка, очень модная в 1920-е гг. и изобличающая романтический склад натуры ее носителя.

Характер

Остап — тертый калач: он сидел в тюрьме еще в начале 1920-х гг. В нем заметна южная сметливость и живость. Слова, что он «сын турецкоподданного» нужно расшифровать для современного читателя. В начале 20 века «турецкоподданными» называли в России евреев-сионистов, которые принимали турецкое гражданство для переселения в Палестину (тогда часть Османской империи). Может быть и другая версия: в турецкое подданство переходили во время Первой мировой войны евреи, греки и представители других национальностей, чтобы избежать призыва в армию. Если в «Двенадцати стульях» Бендер дан пунктирно, этакий неунывающий артист авантюрного жанра, то в «Золотом теленке» он гораздо лиричней (история его любви) и глубже, мудрее, хотя и не столь блестящ. Сложность его натуры изобличает характер его афоризмов, где соседствуют ирония и романтический пафос, рождая стиль возвышенного сарказма. В «Двенадцати стульях» товарищ Бендер тефлоновый: его не трогают ни свои, ни чужие напасти, а ко всем окружающим он относится исключительно прагматично. Тем не менее, его жизнелюбие и жизненная сила так велики, что читатель проникается к нему неизменной симпатией. В «Золотом теленке» мы видим, что Остап способен на высокие чувства, и это залог того, что он может «встать на путь исправления» — сделаться приличным гражданином, пускай и (бескорыстным?..) советским управдомом.

История создания

Культовый роман советской сатиры — «Двенадцать стульев» — явился на свет почти незаконнорожденным, почти как подкидыш. Отправляясь на юга в 1927 году, известный уже писатель В. П. Катаев предложил своему брату Евгению Петрову и его другу Илье Ильфу набросать черновик романа-фельетона с детективным заворотом сюжета. Тема: охота за сокровищами, спрятанными в одном из двенадцати стульев. Результаты труда «литературных негров» потрясли Катаева: за несколько месяцев «начинающие» родили шедевр! Интересно, как соавторы работали: если одна и та же фраза приходила в голову обоим, ее вычеркивали — значит, слишком банальная. Катаев отказался ставить свою фамилию на обложку, но потребовал, чтобы роман был посвящен ему, а также золотой портсигар с первого гонорара в качестве подарка, что и было исполнено. Образ Остапа создан соавторами: в импровизации Катаева его не было, главным героем назначался бывший предводитель дворянства Воробьянинов. Остроумный и обаятельный Остап буквально пролез в главные герои, растолкав остальных персонажей локтями, сперва даже вопреки воле авторов.

Есть несколько версий о прототипах Остапа Бендера. В. Катаев поддержал версию, что это Осип Шор (1899 — 1978), соученик Катаева и Петрова по одесской гимназии. Рослый атлет, он прожил удивительную жизнь сперва и впрямь великого комбинатора (организация шахматного турнира, выемка денег на нужды якобы белой эмиграции, женитьба в голодный год на состоятельной дамочке) — но затем стал сотрудником Одесского угрозыска и ЧК. Кончил бы Шор, как и товарищ Бендер, заурядным советским служащим, но в 37 году затеял драку с сотрудниками НКВД во время ареста своего начальника, получил срок. Потом фронт. После войны внук одесского банкира Осип Шор работал проводником поезда «Москва — Ташкент». О Рио-де-Жанейро он мечтал, но в юности, и костюм великого комбинатора со знаменитой капитанкой носил тоже сперва Осип Шор. Кстати, именно Шор заставил авторов «оживить» убиенного Остапа и написать продолжение его приключений — роман «Золотой теленок». По другой версии, основной прототип героя — сам остроумный, элегантный и неунывающий В. П. Катаев. По третьей — вся троица: Катаев и оба соавтора. По четвертой — брат И. Ильфа. По пятой — некто Мотя Ширмахер, литературный знакомый Ильфа: о нем ходили слухи, что он сын «турецкоподданного». Скорее всего, образ собирательный. Наконец, литературным предтечей образа Бендера мог стать и персонаж пьесы М. А. Булгакова «Зойкина квартира» (1925 г.) обаятельный проходимец Александр Тарасович Аметистов.

Сюжет

«Двенадцать стульев». Перед нами, по сути, блестящая цепь фельетонов, в каждом из которых вздрючен и высмеян какой-нибудь типаж старой, отходящей России и новой России, советской. Действие начинается с момента прибытия в середине апреля 1927 г. в город Старгород некоего молодого интересного человека, одетого не без фатовства, но и с чувствительными изъятиями из оного. Разумеется, это Остап Бендер. В Старгороде он знакомится с бывшим предводителем местного дворянства Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым, который разделяет с товарищем Бендером свою семейную тайну: в одном из двенадцати стульев гостиного гарнитура, реквизированного у Воробьяниновых, зашиты фамильные бриллианты на огромную сумму. Предприимчивый Остап становится компаньоном Воробьянинова в охоте за сокровищем. В ходе поисков «концессионеры» обнаруживают, что у них есть конкурент: подслушавший разговор Воробьянинова и его тещи поп отец Федор тоже кинулся за драгоценностями — правда, он идет совсем по ложному следу, охотясь за «пустым» в смысле сокровищ гарнитуром генеральши Поповой (так решила судьба). Искания Остапа и его компаньона приводят их из Старгорода в Москву, затем на Волгу, на Кавказ, в Крым, снова в Москву. За это время предприимчивый Остап успеет фиктивно жениться, организовать белогвардейский заговор, изобличить казнокрада, приобщиться к искусству, побывать на курортах, побывать художником, побывать гроссмейстером. Стулья будут разбегаться, как тараканы, но в конце концов все окажутся вскрытыми «товарищем Бендером». Останется последний стул — в новом здании клуба железнодорожников. Итак, 100 % из 100! И тут сильно опустившийся Воробьянинов устранит ставшего ненужным ему конкурента — перережет Остапу горло — и один пойдет добывать сокровище. Тут-то и узнает он страшную новость: бриллианты давно обнаружены и отданы на строительство этого клуба… И тогда Воробьянинов закричал. «Крик его, бешеный, страстный и дикий, — крик простреленной навылет волчицы — вылетел на середину площади, метнулся под мост и, отталкиваемый отовсюду звуками просыпающегося большого города, стал глохнуть и в минуту зачах. Великолепное осеннее утро скатилось с мокрых крыш на улицы Москвы. Город двинулся в будничный свой поход».

Истолкования, влияние на культуру

Ясно, что действительность «Двенадцати стульев», реал нэповской России, гораздо ближе нашему сегодня, чем Россия «Золотого теленка». Как раз на переломе к 30-м в стране произошла ликвидация частной инициативы как таковой, почему и ее носители в этом романе — сплошь уголовные элементы. Впрочем, и советской действительности (ее, скажем так, «гримасам») достается в обоих романах по самое не могу, отчего обе книги находились под запретом в СССР в конце 1940 — начале 1950-х гг. Высоколобая критика сперва не заметила шедевра сатирической прозы: появление «Двенадцати стульев» было ею проигнорировано, что вызвало возмущение поэта О. Э. Мандельштама, назвавшего творение Ильфа и Петрова «замечательной книгой». Но ведь и образ Остапа не вписывался в матрицу героев советской литературы — строителей нового общества. А. А. Фадеев назвал его «сукиным сыном». А вот В. В. Маяковскому роман дебютантов понравился. Понравился он и Сталину, почему обе книги об Остапе выходили в свет в СССР в первой половине 1930-х гг. Романы о похождениях «товарища Бендера» одобрили А. Барбюс, Л. Фейхтвангер, Э. Синклер. Однако слишком свободный дух главного героя был чужд советской идеологии: в годы войны обе книги были изъяты из библиотек, а к середине 1950-х почти забыты. Вернулись романы Ильфа и Петрова лишь после XX съезда КПСС, отменившего многие запреты времен культа личности. Очень поспособствовал возвращению шедевров сатиры писатель К. М. Симонов. Начиная со второй половины 1950-х гг. оба романа (да и все творчество Ильфа и Петрова) — вновь остропопулярны. Они подпитали расцвет поздней советской юмористики и сатиры 1960—1980-х гг.

Ключевые цитаты

Труп второй принадлежит мужчине двадцати семи лет. Он любил и страдал. Он любил деньги и страдал от их недостатка, — автоэпитафия Бендера. («Двенадцать стульев»)

— Мне один доктор все объяснил, — продолжал Остап. — Заграница — это миф о загробной жизни. Кто туда попадает, тот не возвращается. («Золотой теленок»)

Автор произведения:
Произведение: