персонажи произведения авторы О проекте

Жорж Дюруа

Фр. Georges Durois. Герой романа Г. де Мопассана «Милый друг» (1885 г.), мелкий прохиндей, благодаря красивой внешности и бессовестным интригам сделавший блестящую карьеру.

Медиа

«Жорж Дюруа или кто был ничем, тот станет всем». Подкаст о персонаже. Читает Валерий Бондаренко.

Внешность

Жорж Дюруа красив, белокур, с прекрасными усами. «Статный от природы и к тому же сохранивший унтер-офицерскую выправку, он приосанился и, привычным молодцеватым жестом закрутив усы, охватил запоздавших посетителей тем зорким взглядом, каким красавец мужчина, точно ястреб, высматривает добычу». Есть в нем, даже в его дешевом поношенном костюме в самом начале книги, нечто элегантное, хотя это элегантность вульгарная — пошлая элегантность соблазнителя из бульварного романа.

Характер

Он кто, этот Жорж Дюруа? Великий талант? Да нет, как раз душевно бесцветен и бездарен до полной звонкости. От родителей — нормандских крестьян у него житейская хватка и практичность, от службы в Алжире в качестве унтера — амбиции самолюбивого и тщеславного человека. Главное о нем автор уже сказал: его герой — красавец мужчина. Жорж Дюруа скачет по постелям «нужных» ему для успеха и для карьеры женщин. Наблюдая головокружительную карьеру Дюруа, один умный человек заключит: «Будущее принадлежит пройдохам». Жорж Дюруа — человек инстинкта и безошибочно чует запах удачи, запах добычи. Не его вина в том, что жизнь скроена по его мерке! Причем не только «жизнь» как «социальный порядок», а жизнь в принципе, как явление. Так считает и автор. И хотя Жорж Дюруа — да, пройдоха по характеру и судьбе, от карьеристов, скажем, Бальзака его отличает нечто принципиально важное — и на тот момент новое. Штурмуя свой Париж, герои Бальзака проявляют недюжинный ум, волю, душевную гибкость. Всего этого у Дюруа нет и в помине: в сущности, он бесцветен — точнее, если не внешность «красавчика», то и унтер-офицерской воли ему на успех не хватило бы. Жорж Дюруа, скорее, лениво подыгрывает обстоятельствам, судьбе, а не творит ее по своему желанию. Он, так сказать, «несгибаемый» конформист, на все готовый ради собственного благополучия. Эта его стабильность, неизменность, верность себе, душевная пассивность и поэтому — парадоксально, но факт! — независимость от поворотов судьбы сказываются в том, что есть у Жоржа одна на всю жизнь любовь: Клотильда де Марель. Связь эту не оборвут ни два брака, ни прочие «Жоржевы» приключения.

История создания

Роман написан Ги де Мопассаном на одном дыхании. Он считается лучшим произведением писателя, так много сделавшего для торжества реализма во французской литературе, где до этого царил романтизм В. Гюго. Мопассан рассказал историю своего героя — заурядного человека, бывшего унтера и крестьянского сына. Автор как бы отталкивался от традиции изображать очередного социального завоевателя Парижа как личность значительную. Его «завоеватель» — совершеннейшая посредственность, живущая примитивными чувствами, а еще больше — инстинктами. Стиль романа — простой язык, точные, выразительные диалоги и описания, никаких пышных фраз и психологических преувеличений. (Мопассан — ученик Г. Флобера и И. С. Тургенева). Образ Жоржа Дюруа наиболее точно отражает отношение Мопассана к своим современникам и к жизни вообще: отношение скептика и мизантропа, поклонника философии А. Шопенгауэра, который утверждал, что человеческой деятельностью руководят три главных мотива: злоба, эгоизм и сострадание. Из них только последний есть мотив моральный. Перевод названия романа нельзя понимать буквально. «Милый» в русском языке — прежде всего, симпатичный, приятный, сердечно близкий, душевно теплый. Героя романа Жоржа Дюруа правильнее назвать лишь «душкой красавчиком», «красавцем-мужчиной».

Сюжет

Бывший унтер-офицер колониальных войск Жорж Дюруа имеет всего три франка в кармане и мечтает жить так, чтобы не голодать каждый день. Неожиданно он встречает своего бывшего сослуживца Шарля Форестье, успешного журналиста. Тот вводит его в свой круг, Жорж знакомится с женой Форестье умной и талантливой Мадленой, с ее подругой Клотильдой де Марель и с владельцем газеты «Французская жизнь» богачом Вальтером. Как журналист Дюруа сплошной ноль, но он пронырлив и хваток, и становится успешным репортером. У него роман с Клотильдой де Марель, хотя часто Жорж чувствует себя униженным нехваткой денег. Тут умирает его друг Форестье, и Мадлена соглашается стать женой Дюруа в обмен на условие, что будет свободна в браке. Тайна Форестье раскрыта: блестящие статьи за него писала Мадлена. Теперь она пишет их за Дюруа — Жорж лишь пожинает лавры отличного журналиста. Зависимость от жены сильно задевает самолюбие Жоржа. По сути, он пока мужчина-проститут на содержании: Клотильда снабжает его деньгами, Мадлена — своим талантом и связями. Жорж пытается самоутвердиться: он становится любовником и набожной мадам Вальтер. Он уже в центре политических и финансовых афер, и ловко, беззастенчиво пользуется этим. Супруга хозяина пригодится для добывания ценнейшей информации, а его дочка — для того, чтобы стать полноправным членом семьи (и таким образом наследником!) денежного туза, богатейшего человека Франции. При помощи интриг и шантажа Дюруа избавляется от Мадлены (она стала ему ненужной, и к тому же это его месть за униженное положение «содержанца», альфонса). У Мадлены он уводит и половину ее состояния. Теперь он свободный и богатый человек, и опять же через интригу и шантаж становится зятем г-на Вальтера, женясь на его дочери. Но сердце этого прохиндея — да, только с Клотильдой!

Истолкования, влияние на культуру

Перед нами не очередной памфлет, обличение власть имущих или несправедливого социального бытия. Мопассан мыслил своего героя гораздо шире, недаром газета, где он работает, называется «Французская жизнь». Жизнь вообще такова, полагает автор. Сила Жоржа даже не в его безнравственности, а в том, что он существует как бы до нравственных норм. В своем романе Мопассан поднимается от социальной конкретики к более широким философским обобщениям. Образ Дюруа — не только социальный портрет (но вовсе не упрощающая карикатура). Ему, как всякому человеку, присуща определенная психологическая сложность, он отнюдь не так уж и одномерен. И ему присуще определенное постоянство в чувствах (точнее — в инстинктах): та же мадам де Марель. Дюруа — живой человек, герой эпохи и тот, за кем, возможно, будущее!

Столь масштабное и провидческое (неожиданное, быть может, и для самого автора) заключение испугало некоторых его современников. «Bel ami» — очень грязная книга, — писал Л. Толстой. — Автор, очевидно, дает себе в ней волю в описании того, что привлекает его, и иногда как бы теряет основную, отрицательную точку зрения на своего героя и переходит на его сторону, но в общем «Bel ami»… имеет в основе своей серьезную мысль и чувство…» Эту «серьезную мысль и чувство» Толстой видел в том, что Мопассан показал: «погибло и погибает все чистое и доброе в нашем обществе, потому что общество это развратно, безумно и ужасно». То есть, в конечном счете, все свелось в восприятии Толстого к обличению современного ему жизнеустройства. Как приговор буржуазному обществу истолковал роман и М. Горький: «…до какой же степени упала способность мещан к самозащите, если они вручают судьбы свои в руки столь ненадёжных людей!»

Между тем в своем Дюруа Мопассан открыл носителя массового сознания, каким он, носитель массового сознания, утвердит себя уже в 20 веке как хозяин культуры, как во многом и хозяин (формально) жизни. В сущности, это человек, пассивно разделяющий житейские установки общества, не заморачивающийся какой-либо рефлексией и озабоченный только собственным бытовым комфортом и/или социальным успехом. Философы 20 века по-разному называли этот тип личности, тип конформиста по инстинкту («человек-масса» у Х. Ортеги-и-Гассета, «одномерный человек» у Г. Маркузе). 20 век откроет, какой зверь таится в «человеке-массе», какие глобальные потрясения это может вызвать. Только в 20 веке возникнет «массовая культура», умело апеллирующая к инстинктам масс и через это манипулирующая ими. Правда, Дюруа чуть хитрее и ловчее обычного «массового человека», хотя так же бездарен, ординарен, такой же он «никакой» как личность. Но это «хитрее» (плюс — и в первую очередь! — счастливая внешность) позволят ему добиться успеха. Как видим, необозримое, на несколько поколений вперед будущее и впрямь принадлежит пройдохе (и ничтожеству) Жоржу Дюруа…

Ключевые цитаты

Журналист Форестье говорит Дюруа: «Знаешь, что я тебе скажу, друг мой? Ведь ты и правда имеешь успех у женщин. Надо этим пользоваться. С этим можно далеко пойти. Женщины-то чаще всего и выводят нас в люди».

«Жизнь — это гора. Пока взбираешься, глядишь вверх, и ты счастлив, но только успел забраться на вершину, как уже начинается спуск, а впереди — смерть. Взбираешься медленно, а спускаешься быстро».

Автор произведения:
Произведение: